Когда Саша вернулась домой, Надя паковала чемодан.
- Куда ты собираешься? - поинтересовалась она.
- В район. Надоело сидеть в этой глухомани на шее у папочки-пьяницы, который каждый день попрекает куском хлеба.
- А Вероника?
- А что Вероника? Ты же хотела оформить над ней опеку. Забирай!
Слова Нади звучали кощунственно. Говорить в таком тоне о родной дочери - у Саши не укладывалось в голове.
- Свадьбы не будет, - сообщила она.
- Жаль, - без особого сожаления заметила Надя. - Выгодный был кандидат в мужья: богатый, симпатичный, перспективный...
- Циничный эгоист, - дополнила перечень качеств Максима Саша.
- Дурой будешь, если не уговоришь его вернуться к тебе, - высказала своё мнение сестра. - Такие женихи на дороге не валяются!
- Я не люблю его, - призналась Саша. - И он не любит меня. Зачем этот фарс?
- Много ты понимаешь в любви!? Вон я любила, - Надя махнула головой в сторону дочери, - и что из этого получилось? Ровным счётом, ничего. А так, без любви, надёжнее - никто ничего ни от кого не ждёт, никто никому ничем не обязан.
- По-твоему, так выглядит счастливая семья?
- А много счастливых семей ты видела? С чего ты вообще взяла, что счастье - от любви? - Надя сделала паузу, будто дала сестре время на раздумье. - От любви одни беды! Уж лучше быть нелюбимой, но жить в достатке, чем с любимым в шалаше, - перефразировала она известную поговорку.
На пороге комнаты появилась мать. Увидев чемодан, она спросила:
- Куда это ты собралась?
- Не хочу больше обременять вас своим присутствием в вашем доме, - с обидой в голосе заявила она.
- И куда ты пойдёшь с маленьким ребёнком?
Надя на несколько секунд замешкалась, но собралась с духом и сказала:
- Я еду одна. Устроюсь в районе, сниму комнату и заберу Веронику.
- Вот придумала! - усмехнулась Зинаида находчивости дочери. - Ты, значит, будешь развлекаться в районе, а мы воспитывать твоего ребёнка? Ну, уж нет! Родила - будь добра сама и воспитывай! Мне тоже было нелегко, но я от вас не отказалась.
- Лучше бы отказалась, - пробурчала себе под нос Надя. - Сейчас с квартирами от государства были бы.
- А! Квартиру тебе захотелось? - вспылила мать. - Надо было раньше думать, прежде чем делать ребёнка не пойми с кем! А теперь нечего обвинять всех вокруг в своих проблемах! Никто тебе ничем не обязан! Мы с отцом не отказали тебе в помощи, когда ты в подоле принесла! Но взваливать на нас свою ношу не надо!
- Не отказали! - Надя не сдержалась и перешла в повышенную тональность. - Но каждый день попрекаете куском хлеба!
- Иш ты! Обиделась она на слова отца! А что не так он тебе сказал? Приехала с ребёнком, живёшь на всём готовом, так ещё и дочь скинула на сестру! А сама целыми днями ногти красишь и перед зеркалом крутишься!
Высказав Наде всё, что наболело, Зинаида переключилась на младшую дочь.
- А ты! Уши развесила! Мать Тереза! Ты знаешь, что такое жить с нелюбимым? Да, ваш отец не подарок, выпивоха, но я все эти годы его терплю, потому что люблю! И вас худо-бедно, но поставили на ноги! Тебя кормим , пока ты в институте учишься. Надьку отпустили в райцентр за лучшей жизнью. А то, что она вынуждена была вернуться - это только её выбор! Каждый сам отвечает за свои ошибки! А ты не вздумай взваливать на себя чужие проблемы! Жить с нелюбимым ради чужого ребёнка! Выдумала!
Саша вопросительно посмотрела на сестру.
- Да, я сказала им, что ты выйдешь замуж и оформишь опеку над Вероникой, - призналась она.
- Ничего бредовее я не слышала! - не успокаивалась Зинаида. - У неё что, нет матери, чтобы с тёткой воспитываться? Или, может быть, посторонний дядя заменит ей отца, который сбежал ещё до её рождения? Да как вообще вы до этого всего додумались? Неужели этот маменькин сынок согласился на вашу аферу? Зачем ему, молодому парню, нужна такая обуза?
- Родители обещали подарить ему на свадьбу квартиру в городе, - ответила Саша.
- А! Вот оно что? А я всё думаю, что он нашёл в тебе?
Последняя фраза звучала обидно.
- По-твоему, меня не за что полюбить? - поинтересовалась Саша.
- А ты думаешь, что он тебя любит? - парировала Зинаида. - Да твой Максим на всё пойдёт ради того, чтобы уехать подальше от родителей! Ты - милая добрая умная скромная безропотная... Вот его отец и выбрал тебя в жёны своему отпрыску. А тот не растерялся. Какая разница, кто будет обслуживать его в городе, да ещё и учиться за него, пока он гуляет и наслаждается жизнью? О такой семье ты мечтала?
Сёстры слушали мать и поражались: каждое её слово попадало в цель. Ни разу в жизни она не разговаривала с ними так! Дочери считали её тёмной недалёкой женщиной, позволявшей мужу вытирать о себя ноги и постепенно опускавшейся до его уровня.
- Да! Я тоже хотела для себя и для вас другой жизни! - призналась Зинаида. - Встретила вашего отца, поженились, родилась ты, - женщина посмотрела на старшую дочь. - Всё было хорошо! Мечтали о светлом будущем! Потом родилась ты, - мать взглянула на Сашу, - и отец с катушек съехал, вбил себе в голову, что без наследника он не полноценный мужик! А я больше родить не могла. Вот и покатилось всё комом в тар-та-ра-ры. Витя во всех бедах обвинил тебя, - сказала она младшей дочери, - а я согласилась. Так было проще переживать свои неудачи. Потом переезд в это захолустье, друзья-собутыльники, безнаказанность за пьянку, так как такой мастер с золотыми руками один на всю округу... Вот и затянуло. Я уже давно смирилась со своей участью, но вам не желаю повторить мою судьбу. Поэтому живите каждая своей жизнью, не нужно решать за других их проблемы, - Зинаида с укором посмотрела на Сашу, - и взваливать на близких людей - свои, - она перевела взгляд на Надю.
Девушки стояли в оцепенении. Один разговор всё расставил по местам. Надя тяжело вздохнула, села на кровать и принялась разбирать чемодан. Саша, всю жизнь считавшая себя нелюбимым ребёнком в семье, иначе взглянула на всё происходящее. Родители не выказывали к ней особых чувств, но они не отказались от неё: растили, кормили, воспитывали, поддержали, когда она заговорила об учёбе в институте, в конце-концов, помогали копейкой, чтобы она могла жить в городе и учиться. Разве это не любовь? Возможно, не такая, как описывается в книгах. Другая! Но она есть. Почувствовав, что камень свалился с её души, она дала волю эмоциям. Саша обняла мать и заплакала.
На пороге появился отец. Увидев плачущих жену и дочь, проговорил в свойственной ему манере:
- Ну, развели здесь подводное царство! Так и затопить недолго.
Мужчина обнял жену и младшую дочь.
- А ты, - обратился он к Наде, которая молча разбирала вещи, - не дуйся! Наломала дров - сама и расхлёбывай! Нечего бежать с корабля, как крыса! Вас подняли и внучку поставим на ноги! Только обещайте, что когда-нибудь родите мне внука!
Женщины рассмеялись.