Что вы чувствуете, когда вам перекрывают воздух? Когда вдохнули недостаточно глубоко, а сделать повторный вдох можно будет только, когда в легких практически не останется кислорода? Когда не дышит одна ноздря, а второй недостаточно, и приходится открывать рот и мириться с тем, что в горле пересохло?
Это не мучительно, но доставляет дискомфорт. Влияет на настроение, по просту говоря — ограничивает.
Сейчас я испытываю такие же ощущения от того, что политика снова ворвалась на поле, игроком на котором её никто не ждал. Совсем недавно в закон о запрете лгбт-пропоганды внесли правки, которые не только ограничивают свободу личности в нашей стране (это было и раньше), но и распространяются на литературу, кино и медиа. Глобально это ни на кого не влияло. До того момента, пока российские издательства не начали снимать книги с публикаций, которые могут составлять риски высоких штрафов как для издателей, так и для писателей. Загвоздка только в том, что состав этой статьи, которая распространяется на литературу, плохо отграничен от статьи 6.21 — и непонятно, где заканчивается демонстрация и начинается пропаганда.
Поэтому все платформы принимают решение на свое усмотрение — снимать произведения с публикаций или оставлять на свой страх и риск. К слову сказать, их консультант по безопасности явно уберегает их от любых денежных рисков, поэтому все книги сливаются под одну гребенку.
Самое возмутительное из этой новости то, что в качестве решения платформы предлагают «переписать» книгу, чтобы она не попадала под закон о запрете пропаганды. Как вам такое? Попросить автора переписать своё произведение :) Режиссера — переснять кино. Художника — перерисовать картину. Мягко выражаясь, это неуважение и обесценивание работы, которая проделывалась годами.
Эти внезапные ограничения вынуждают думать и что-то предпринимать. Слабых — замыкаться в себе и пережидать. Сильных — искать новые пути и способы для реализации. Можно быть бесконечно талантливым писателем и искать новые способы тиражирования, но когда тебя лишают основного источника распространения, ты попадаешь в ступор и пытаешься уловить этот дефицитный кислород отрывистыми вздохами через рот. И вроде бы его достаточно для существования. Но это как есть через трубочку. Или видеть всё в черно-белых тонах.
Пока в этом тексте очень много субъективизма и личных эмоций, потому что ограничивать творчество — это делать очень больно. Нарочно и без доли эмпатии за происходящее.
Время покажет, какие грани откроет для нас эта ситуация, какие дороги мы найдем для того, чтобы не сворачивать со своего намеченного пути. А пока подождём конкретики и решения от самих властей, раз уж они к нам полезли. Критикуешь-предлагай.