По небу. Этот весёлый ответ нам знаком с детства. Люди, знающие физику, обязательно расскажут про форму крыла и разницу в давлении, благодаря чему самолет действительно поднимается в воздух. Однако ключевой элемент движения и полета – газотурбинный авиационный двигатель – всегда остаётся за кадром. Но ирония судьбы в том, что без него никто и никуда не полетит. Так что же такое двигатели и какую роль они играют в нашей жизни и в экономике страны?
Авиационное газотурбинное двигателестроение - одна из самых высокотехнологичных отраслей промышленности наравне с освоением космоса и атомной энергетикой. В мире всего пять стран способны обеспечить полный цикл производства и обслуживания газотурбинных двигателей, и Россия – в их числе. Тогда как стран, выпускающих самолёты и вертолеты, гораздо больше. Созданная ещё столетие назад двигателестроительная отрасль успешно развивалась в Советском Союзе, пережила трудный для страны переходный период 90-х годов и продолжает активно развиваться. И если в советское время отрасль включала заводы в разных городах, то сегодня практически все предприятия собраны в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха, которая аккумулировала усилия по развитию отрасли.
Нет двигателя – летательные аппараты в воздух не поднимутся, а как следствие – нет собственной авиации. Западные страны закрыли доступ к своим технологиям и продуктам, Boeing и Airbus покинули наш рынок. Нет собственной гражданской и военной авиации – на страну можно надавить, ее можно уничтожить. Еще раз напомним – всего пять стран производят авиационные двигатели, и ключ к созданию воздушного флота находится именно у них.
Господство в воздухе является одной из основ стратегии противостояния. Еще с советских времен боевая, транспортная, стратегическая авиация оснащена двигателями, которые до сих пор позволяют отечественным самолётам и вертолётам быть конкурентоспособными. В последние годы ОДК, советского периода, при поддержке Госкорпорации Ростех создала новые образцы техники и продолжает активно работать над уникальными, прорывными силовыми установками будущего.
Наша страна огромна, ей жизненно необходим гражданской флот, чтобы связать Владивосток и Калининград, Самару и Уфу и еще сотни других городов. Есть места, куда кроме авиации добраться нет возможности, а там живут и работают наши соотечественники. Например, доставка работников на газовые и нефтяные месторождения. Авиапром необходимо не просто сохранять, нужно поддерживать и стимулировать его развитие.
Настоящим прорывом стал ПД-14 – новый авиационный двигатель российской разработки мирового уровня для среднемагистрального самолета МС-21. Это пропуск в элитный клуб мировой авиации и будущее российского гражданского флота. Это уверенность в том, что мы сохраняем свой технологический суверенитет. В 2020 году двигатель впервые поднял в воздух самолет, а в декабре 2022 МС-21 получил сертификат типа на полёты с отечественными двигателями. Следующий шаг - массовое серийное производство.
За последние годы ОДК существенно увеличила эффективность своей работы. Создан двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета ИЛ-114-300, который жизненно необходим для связи между небольшими городами в разных климатических и инфраструктурных условиях. Для еще одного регионального самолета SSJ New заканчивается создание современного двигателя ПД-8. Он уже начал летные испытания. В процессе разработки находится двигатель-демонстратор технологий ПД-35 для дальнемагистральной авиации.
Работа по решению таких важных, стратегических государственных задач идет, результаты есть, и здесь важно активно помогать – финансово, организационно, законодательно. Создавать лучшие условия и требовать максимальный результат — вот что необходимо.
Нужно отметить, что разработка силовой установки с нуля занимает около десяти лет, но это еще и уметь нужно! Конструкторы авиационных двигателей — это золотой фонд российской инженерной школы. Сегодня активно реализуется образовательная программа «Крылья Ростеха», в рамках которой при участии предприятий и ведущих технических вузов страны готовятся инженеры нового поколения и в отрасль привлекается талантливая и целеустремленная молодежь.
Перекачка газа, генерация электроэнергии — это еще одна незаметная ниша работы газотурбинного двигателя. В советское время конструктор Николай Кузнецов впервые предложил применить его для нефтегазовой отрасли, и получилось очень успешно. В условиях резкого сокращения поставок импортных газовых турбин ОДК смогла предоставить компаниям топливно-энергетического комплекса принципиально новые отечественные технические решения.
Взят курс на выпуск наземной продукции с максимальной эффективностью производства, рост серийности и унификацию оборудования. А созданная в 2019 году дочерняя компания «ОДК Инжиниринг» консолидировала поставки наземной продукции корпорации.
Одной из наиболее заметных инициатив наземного направления ОДК стала совместная с Газпром разработка унифицированного газоперекачивающего агрегата УГПА-16(25), который рассчитан на использование газотурбинных двигателей различной мощности без изменения конструкции основного оборудования. Унификация значительно сокращает сроки проектных работ, монтажа, пусконаладки и в целом снижает стоимость агрегата. Два пилотных газотурбинных агрегата УГПА-16 уже успешно введены в эксплуатацию на компрессорной станции «Юбилейная» в Вологодской области.
Также ОДК разрабатывает индустриальные газотурбинные двигатели нового поколения, в частности, АЛ-41СТ, который призван занять рыночную нишу силовых турбин в сегменте мощности от 25 до 40 МВт. В 2023 году АЛ-41СТ будет установлен для испытаний на компрессной станции «Арская» в Татарстане. В 2025 году ОДК будет готова предложить рынку двигатель мощностью 32 МВт, а также установки и агрегаты на базе этой турбины.
Успешно реализуется программа импортозамещения оборудования в проектах освоения морских месторождений России. В 2022 году ОДК провела испытания первого отечественного энергетического агрегата морского применения ГТА-8 мощностью 8 МВт. Четыре таких изделия в первом квартале 2023 года будут поставлены на ледостойкую морскую платформу добычи газа на месторождении «Каменномысское-море» в Ямало-Ненецком автономном округе.
Знаковое событие для российского машиностроения - изготовление первой серийной турбины большой мощности ГТД-110М. Ранее аналогичное оборудование приходилось импортировать из стран дальнего зарубежья. Отличительные особенности двигателя ГТД-110М по сравнению с импортными аналогами – меньший вес и габариты, а также более высокие показатели топливной эффективности. В результате программы модернизации российских ТЭЦ турбины большой мощности станут основным оборудованием на теплоэлектростанциях в своём классе.
Без двигателя не полетит ни один самолёт, а без самолёта не будет и авиации, без турбин не пойдет газ по газопроводам. Без двигателя невозможно движение, а без движения – сама жизнь.