Продолжаю повествование об Иосифе Обручнике.
Иосиф Плотник владел домом и мастерской, перед смертью поделил свою собственность между наследниками, причем его сыновья, кроме Иакова, якобы возражали против того, чтобы Иисус получил Свою долю. Кроме того, плотники-строители в то время отнюдь не бедствовали.
Вопрос: куда девались богатства Иоакима и Анны и какое-никакое состояние приемного отца Мессии?
Мне кажется, дело в том, что составители апокрифов, большинство из которых (кроме Иакова, брата Господня) жили через несколько веков после Христа, и не в Иудее, бывшие в основном греками и римлянами, переложили понятия II, а то и III – IV столетий и другой образ жизни на время пребывания Богочеловека на земле. А тогда мировоззрение у современников Спасителя было совсем иное. Нам, людям XXI века, это нужно специально объяснять. Хотя в своих воззрениях мы куда ближе к точке зрения древнего еврея, нежели античного жителя Рима или Эллады.
Несмотря на то, что Иудея, как все ее соседи, представляла собой типично рабовладельческое государство, понятия о социальном бесчестии в разных странах были разные и уж тем более отличались от современных демократических представлений, основанных на индивидуальной свободе личности.
«Центральной идеей» общества в Римской империи, неоспоримой в то время и лежащей в основе социальных отношений, была мысль, что богатый человек, живущий за счет труда своих невольников, тем самым уже заслуживает уважения, а бедный, питаемый трудом рук своих, низок.
Все, что связано с активным трудом и добыванием денег, считалось у древних эллинов и римлян в социальном отношении низменным. Ремесленник, механик, торговец, купец, трактирщик, даже врач, поскольку он брал деньги за свою работу, заслуживал презрения. Это делает понятной такую своеобразную — очень распространенную! — фигуру, как античный блюдолиз- «паразит», который, напротив, считался уважаемым гражданином. А термин «сибарит» приобрел негативное значение куда позже тех времен, кои мы описываем; современники относились к изнеженным обитателям греческого полиса Сибарис с плохо скрываемой завистью.
Посему вполне обеспеченный плотник мог считаться не только у язычников, но даже у христиан II -IV веков принадлежащим к низшему социальному уровню, а значит, бедняком. К тому же в ранней церкви долго господствовали так называемые эбиониты, считавшие богатство грехом, а отсутствие его – признаком святости и чистоты. Отсюда мнение: члены Святого Семейства и Сам Помазанник – бедняки.
Местом, которое святой Иосиф Плотник занимает в христианском пантеоне и небесной иерархии (рядом с апостолами!), он обязан своей роли в земной жизни Богочеловека, о которой утвержденные церковью благовесты рассказывают очень кратко. Более полная версия приведена в «Книге Иосифа Плотника», ее якобы излагает Сам Господь:
«... Иосиф, сын Давидов, которому Мария была обручена, был из колена Иудина.
И Мать Мария родила Меня в пещере, близ гробницы Рахили, жены патриарха Иакова и матери Иосифа и Вениамина.
Но сатана пошел и возвестил о всем этом Ироду, отцу Архелая. (Старший сын Ирода Великого – с 4 г. до н.э. по 6 г. был этнархом – правителем половины провинции Иудея).
И сей Ирод был тот, который приказал обезглавить Иоанна, Моего друга и родственника.
Тогда он приказал тщательно искать Меня, полагая, что царство Мое от мира сего.
Но благочестивый старец Иосиф был предупрежден о том во сне.
И встав, он взял Марию, Мать Мою, и Она унесла Меня на руках. И Саломия - дочь и помощница Геломы – повивальной бабки (обе принимали роды у Богоматери), присоединилась к ним, чтобы сопровождать их в пути. И так, уйдя из дома своего, он удалился в Египет. И он пробыл там целый год, пока ярость Ирода не улеглась.
...И когда кончил дни свои мучитель Ирод, возвратились родители Мои в землю Израилеву. И они поселились в городе Галилейском, называемом Назарет.
Продолжение читайте в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3757/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.