Найти в Дзене
Книжная дама

Не заходите в синюю комнату, или Рассказ не о Синей бороде.

Любите головоломные истории с неоднозначным финалом? Значит, вы по адресу, потому речь пойдёт о романе японской писательницы Рику Онды "Дом с синей комнатой"

Вы хорошо разбираетесь в японской литературе? Я – нет. И о таком жанре, как «синхонкаку», впервые слышу. Загуглила. Оказывается, это разновидность детектива, где «разгадка как будто лежит на поверхности, но вместе с тем остаётся недосягаемой». Хм, удивили. Достоевского на них нет.

Но всё же роман японской писательницы Рику Онды «Дом с синей комнатой» заслуживает, чтобы в нём основательно «покопаться».

Приблизительный интерьер комнаты, о которой может идти речь.
Приблизительный интерьер комнаты, о которой может идти речь.

Итак, Япония, 1973 год, небольшой городок в регионе Хокурику. В доме уважаемого человека, доктора Аосавы, во время праздника г.ибнут люди, выпив от.равленные неизвестным напитки. То ли самой писательнице эта тема показалась слишком тяжёлой, то ли я так читала, но почему-то эта чудовищная картина в голове у меня не возникла, я даже практически до финала произведения не могла сказать, а сколько же там народа отр.авилось (оказалось, что 17 человек. Ужас!)

Так вот. Преступник в скором времени был найден, он по.кончил с собой. Но ни полицейского, ведущего это расследование, ни одну из чудом спасшихся жертв, ни свидетельницу – маленькую девочку – это не устраивает. Почти через 20 лет эта самая девочка – Макико Сайга – пишет документальную книгу об этих трагических событиях. Она скрупулёзно собирает материал, опрашивает всех причастных к этому делу, но и книга не даёт ответа на вопрос: как же так могло случиться?

Сразу скажу, что читать роман «Дом с синей комнатой» непросто.

Во-первых, действия как будто мечется с одного эпизода на другой.

Во-вторых, рассказчики сменяют один другого, и уже не очень понятно, а кто вообще стоит за повествованием.

Можно подумать, что это снова Макико, уже став взрослой, респектабельной дамой, матерью семейства, не может успокоиться и по-прежнему ищет ответ на вопрос: «КТО главный режиссёр этого стр.ашного действа?»

Кстати, достоевщины в романе тоже хватает. Все причины, которые так или иначе приводят к разгадке, кроятся в психологических травмах героев. (А с этим, пожалуй, уже и к Зигмунду Фрейду можно ). И самая большая травма у единственной выжившей в этом а.ду – Хисако Аосавы. Но если вы думаете, что она заключается в драматичном эпизоде, когда ( а вот нельзя на сказать «на её глазах», ведь девочка – слепая) Хисако становится свидетельницей трагедии, то нет, это не она.

Я практически совсем не знакома с религиозной стороной жизни современной Японии и не знаю, чем особенна комната, в которой совершаются молитвенные ритуалы ( той самой, с синими стенами), но именно она становится и причиной, и объяснением всего произошедшего.

Финал так же странен и витиеват, как и вся книга в целом. Несмотря на то, что имена, точнее, имя злодея названо, не складывается впечатления, что это и есть истина. Так что завораживающего действия и оставшегося после него неудовлетворённого любопытства в этом романе с избытком.

Удачного вам чтения!