Найти тему

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ?

И так, в этой статье познакомимся со структурой музыкальной индустрии. Но это то, как ее видим именно мы.

  1. Музыкальный продукт (МП)
  2. Продвижение
  3. Рынок потребления музыки (РМП)

Полезный контент для артистов в нашем тг канале: t.me/grizzlinc

Причем, без 1 пункта, 2 и 3 - невозможны. Но, если продукт низкого качества или очень специфический, то есть он как бы есть, но плохой или некоммерческий, то второй пункт к нему применим (именно к некоммерческим МП, а не очень низкого качества), потому что любая музыка найдёт своего слушателя, но наличие слушателя не гарантирует, что этот продукт будет востребован РПМ. И по сути для РПМ - плохой продукт или некоммерческий, это одно и тоже, потому что если его нельзя монетизировать или очень трудно, то это не работает для него.

Что мы имеем ввиду под плохим? Например, трек или песня настолько ужасно звучат или в целом не качественно (в силу слабых вокальных данных артиста, нарушения мелодичности композиции, не правильном, с точки зрения создания музыки, исполнении или очень плохом  сведении. В общем все, что физически трудно слушать).

Что имеем ввиду под некоммерческим?

Это музыка, которую невозможно масштабировать на большие аудитории.

Часто в эту же категорию входит музыка, которую трудно продвигать или существующие инструменты продвижения НЕ совсем подходят под формат этой музыки.

То есть её можно монетизировать, но если сравнивать с коммерческой, разница в заработке между первым и вторым может быть в десятки, а то и в сотни раз.

А еще есть музыка, которая вообще никак не монетизируется, назовём такую - абсолютная некоммерция.

Это музыка, целевая аудитория которой одновременно: очень узкая и не платежеспособная. Но в реальности такой музыки почти нет, потому что даже музыку для детей можно хорошо монетизировать и поэтому абсолютная некоммерция это скорее показатель полного отсутствия интереса музыкального бизнеса к ней. Например, когда артист, который показывает свою музыку лейблам и все говорят, что это им не интересно, от слова совсем.

Идем дальше.

  1. Музыкальный продукт - это продукт творческой деятельности, вокруг которого выстраиваются процессы, приводящие к его монетизации. К музыкальному продукту относятся, как песни, так и сам(и) артист(ы)

Роли в индустрии, которые связаны с МП:

  • Авторы
  • Исполнители
  • Звукорежиссеры
  • Битмейкеры/Аранжировщики
  • Компании, производящие оборудование для создания музыки (пиано, наушники, мониторы, звуковые карты и так далее).

В общем, все кто имеет отношению созданию музыки или исполнению музыки. Авторы - пишут тексты/песни. Звукорежиссеры делают песни слушабельными и вкусными на звук. Битмейкеры/аранжировщики (ими кстати могут быть и звукорежиссеры, но их можно разделать на отдельные роли) - делают музыкальное сопровождение под текста и голос. Компании, производящие оборудование для создания музыки - это все, кто делает музыкальные инструменты, оборудование для студия и концертов. Этот список можно дополнять, но этого для базы вполне достаточно.

Также, к музыкальному продукту можно отнести роли, которые с ним связаны не напрямую, а косвенно. Это люди, которые визуализируют МП - Визуализаторы музыкальных продуктов (ВМП):

  • Дизайнеры обложек/анимаций
  • Продакшены видео клипов для артистов

И так далее.

2. Продвижение музыки - это деятельность, направленная на донесение музыкальных продуктов до потенциальных слушателей. По сути, это люди, роль которых создавать шум, который услышат.

Роли в индустрии, которые связаны с продвижением музыки:

  • Музыкальные маркетологи
  • Пиар-менеджеры

Музыкальные маркетологи тесно работают с тем, чтобы через социальные сети донести МП до потенциального слушателя, а пиар менеджеры тесно работают с радио, телеканалами, а также придумывают инфоповоды, чтобы масштабировать МП.

Причем маркетологи могут работать с МП с самого начала, а пиарщики могут начинать работу только, когда уже у артиста имеется уровень, в виде успеха в индустрии. Маркетологи выполняют функцию развития с нуля до определённого уровня, а пиарщики выполняют функцию масштабирования узнаваемости. Это по сути две разных плоскости, которые в один момент начинают переплетаться.

3. Рынок потребления музыки - состоит и двух частей:

1) это специальные компании или мероприятия, через которые слушатель потребляет интересную ему музыку,

2) компании, которые монетизируют музыку и доставляют на стриминговые площадки, чтобы с этого зарабатывали создатели музыкального продукта.

По сути, РПМ - это площадки, на которых одни слушают, другие на них зарабатывают. Все просто.

В состав компаний или мероприятий, через которые слушатели потребляют музыку входят:

  1. Стримминговые сервисы (Apple Music, Spotify, VK Music, Яндекс.Музыка и тд);
  2. Площадки, где слушатель мог бы посмотреть выступления артистов в живую (клубы, концертные залы и тд);
  3. Социальные сети, где слушатель может наблюдать за релизами и жизнью артиста;
  4. Музыкальные каналы, где слушателей может видеть клипы артиста.

В состав компаний, которые доставляют и монетизируют музыку входят:

  1. Агрегаторы, которые оптимизируют доставку на площадки для лейблов;
  2. Музыкальные лейблы, которые монетизируют музыку во всех стриминговых сервисах
  3. Концертные агенства/организаторы концертов
  4. РАО и ВОИС, которые монетизируют музыку по авторским правам.

И тут стоит подметить, что между  музыкальным продуктом и слушателем, лейблы и агрегаторы становятся клеем, который совмещает музыку и бизнес. Так и рождается понятие «Музыкальный бизнес». Лейблы монетизируют музыку, чтобы МП получал деньги, а агрегаторы доставляют эту музыку на площадки.

Кстати, часто лейблы помимо этого, выполняют еще функцию инвесторов или банков, которые дают артисту в долг на развитие его музыки, забирая при этом свой процент. Все как при кредите, только в музыке.

Но и это еще не все, потому что лейбл в этой цепочке может приобретать форму продюсерского центра, который обладает знаниями как по созданию МП, продвижению его, так и по его монетизации. Или же продюсеры - это все тоже самое, только без монетизации, тут они отдают предпочтения агрегаторам или лейблам на дистрибуции.

Также есть компании по организации концертов (концертные агенства) или концертные менеджеры, которые выполняют функции монетизации артиста за счет организации концертов.

И последние в списке, это организации, которые монетизируют авторские права музыкальных продуктов там, где не может это сделать лейблы - это РАО и ВОИС. Про них лучше почитайте отдельно.

Лейблы, агрегаторы, концертные агенства, РАО/ВОИС находятся в пункте 3, потому что это больше про бизнес процессы, чем про творчество. Они занимают важную роль именно в этой части музыкальной индустрии.

Роли в индустрии, связанные с рынком потребления музыки:

  • менеджеры лейблов,
  • менеджеры артистов
  • продюсеры
  • концертные менеджеры

И другие

На этом гид в мир музыкального бизнеса окончен, но хотим сказать, что на самом деле это лишь попытка систематизировать все, что в него входит и объяснить более доступным языком. Хотя столько информации сразу, что возможно у нас этого и не вышло. Вам судить!

Музыкальный бизнес - это сложная система, которая также строится из своих нюансов. В этой статье мы рассказали о её базовой части.

GRIZZLY Music Inc.