В этой статье мы рассмотрим разные точки зрения о том, какую роль в развитии артиста занимает радио.
Первая точка зрения - наша, специалистов в сфере музыкального маркетинга в диджитал среде, вторая точка зрения - человека, который имеет прямое отношение к радио, Павел Балашов, генеральный директор компании TOPHIT.
Полезный контент для артистов в нашем тг канале: t.me/grizzlinc
Погнали!
Вообще, радио само по себе, инструмент достаточно интересный и относится больше к категории медийных и закрепляющих. Это значит, что его подключать стоит тогда, когда артист планомерно растет. Как это работает, по нашему мнению?
Ты артист, у тебя выходит вторая-третья песня и её ставят на радио.
Что происходит дальше? Если ты никак не работаешь с развитием в социальных сетях, а именно не продвигаешь музыку в онлайн, то пойми что радио тебя не вытащит в чарты, в хороший стриминг и все что с этим связано. Радио сработает по другому фронту - оно повысит узнаваемость твоей песни только для той аудитории, которая слушает радио. И если у тебя нет роста в онлайн, то даже если 10 твоих треков поставят, глобально это не даст тебе ничего. Радио - это инструмент повышающий медийность песни. Оно круто работает в условиях, когда ты уже набираешь обороты в онлайн, твои клипы стоят на ТВ, тебя зовут на разные мероприятия и ты играешь на радио. То есть твое имя по сути уже светится по всем фронтам и человек, который например слушает твои треки или же видел где-то на ТВ, услышав на радио, скорее всего поставит плюсик к лояльности. Поэтому артистам важно думать не только о том, чтобы попасть радио, а работать комплексно, тогда в связке все инструменты будут с каждой новой песней давать рост узнаваемости, стриминга и интереса к музыке. А еще, кстати, помимо того, что трек могут поставить на радио, тебя еще могут позвать на эфир, но этот момент даст тебе и самому радио профит в том случае, если к тебя уже набежала аудитория, которая хочет узнать больше об артисте. Поэтому расти по всем фронтам и тогда везде тебе дороги будут открыты.
Перейдем к главному!
Здравствуйте, Павел, приятно было с вами познакомиться. Ваше слово:
Контакты Павла оставим в самом низу материала.
Привет всем! Для начала я хочу немного рассказать, что такое tophit.ru!
TOPHIT - это онлайн площадка, работающая с 2003 года которая занимается дистрибуцией треков на радио, тестированием треков, сбором отчетов о ротациях, публикаций чартов.
Хорошо, теперь перейдём к главному - к вопросам!
1. В статье выше мы пояснили свою точку зрения насчет того, какую роль играет радио в развитии артиста. А что думаете вы?
Павел:
Во многом с вами согласен, но не во всем). Для начала нужно понять, что такое радио, как ни банально это звучит, радио это пока что еще один из коротких путей трека в многомиллионную аудиторию, и правильно вы заметили, что трек на радио это “статусность” только не трека, а артиста! На радио существуют такое понятие как “горячая ротация”, когда трек в сутки играет через каждый час или два, и поверьте этот способ до сих пор работает, ведь если вы на протяжение нескольких дней будете часто слышать трек, он сам потом будет крутится у вас в голове. А уж если 10 твоих треков стоит на радио, то вы звезда) Но, радио и онлайн это два инструмента которые помогают артисту добиться желаемых результатов в короткие сроки! Работают эти инструменты отдельно? Да конечно, но не так эффективно как вместе, ниже дальше мы разберем эту тему.
2. Скажите, имеется ли у вас статистика на тему того, кто основная аудитория радио? Если да, то расскажите об этом. Интересно больше какая-то не самая очевидная.
Павел:
Кто основная аудитория радио? Это все мы! ))) Даже если мы думаем, что мы не слушаем радио, мы все равно его слышим: мы садимся в такси и там играет радио, мы заходим в магазин и там играет радио, на пляже , у соседа на дачи, и т д. Музыка всегда нас сопровождает фоном по жизни, и часть этой музыки мы слышим через радио, а если посмотреть чуть дальше от Москвы, то способы потребления контента более ортодоксальны, чем нам кажется, тем более в настоящие время когда часть стриминговых площадок ушли, на некоторых невозможно “легко” оплатить подписку, а мы уже привыкли одним нажатием получать результат, и зачастую когда человек хочет послушать музыку - это одно нажатие приводит его к радио. И для справки: еженедельная аудитория вещателей - партнёров TopHit превышает 200 миллионов слушателей - и это весомые цифры!
3. Насколько сложно новому артисту попасть на достаточно известное радио, например на НОВОЕ РАДИО или ЛАЙК ФМ?
Павел:
И сложно, и легко. Я уверен, не важно новый ты артист или уже добился популярности, самое главное - это трек, с которым ты идешь в массы. Я знаю много примеров с известными артистами, у которых были провальные релизы, и примеры когда новый артист с первым треком залетал в чарты, и становился популярным. И тут я бы дал несколько советов, нужно понимать, что радио, да и вся индустрия шоу-бизнеса создана, чтобы “развлекать и отвлекать”, поэтому всегда будут в приоритете веселые треки, длинные тексты со смыслом уже не нужны, люди не хотят вдумываться в трек и искать смысл, “который вложил автор в свое произведение”. Именно поэтому мы слышим из каждого утюга "О боже какой мужчина, я хочу от тебя сына", "Ягода малинка", "Между нами тает лед",Время пострелять между нами война" и т д. И еще я бы хотел добавить , вы не станете вторым Niletto, MORGENSHTERNом*, и т д, часто артисты пытаются копировать музыку популярных треков, “подгоняя” их как под шаблон, но эта ниша уже занята. Придумывайте свое, новое, прикольное, не бойтесь экспериментировать, собирайте мнение по треку у экспертов, а не на странице у себя в соц сетях, ваши друзья не скажут вам правды о треке, чтобы не расстраивать вас.
4. Есть ли у вас статистика о том, какое количество в день, в среднем, слушает радио?
Павел:
Да есть, но это приблизительные данные. Есть компание, которые измеряют недельную аудиторию радистанций как пример 5-ка станций по аудитории: Авторадио, Европа+, Energy, Дорожное радио, Русское радио. При измерение аудитории радиостанции, учитываются много факторов и один очень важный из них: количество городов ретрансляторов и население в этих городах. К примеру у Авторадио более 1300 городов вещания, ежедневная аудитория 9.5 миллионов человек, еженедельная слушательская аудитория станции составляет около 40% населения или 24.1 миллионов человек по всей стране. Именно поэтому, к примеру, что бы 8000 человек услышало трек на Европе+, трек нужно проиграть 1 раз, а на Dfm 10 раз!
5. Как думаете, если поп артиста не ставят в эфир, но он популярен в онлайн, много ли он теряет?
Павел:
Да , много. Именно поэтому, в свое время менеджеры Элджея прилагали много усилий, чтобы его трек “Розовое вино” звучал на радио, хотя он уже собирал миллионы в стриминге. Когда осуществляется комплексное промо интернет/радио, решаются быстро поставленные задачи - оперативный охват аудитории, популярность трека/артиста, выход на концертную деятельность - полная монетизация.
6. Есть такое выражение «это не формат радио». Расскажите подробнее, что входит в это понятие?
Павел:
У каждой радиостанции есть свой формат, именно поэтому когда вы включаете Европу + или Шансон ФМ, вы знаете примерно какую музыку вы услышите. Но артист часто слышат “это не форматный трек”, даже если трек подходит под формат станции. К примеру все треки которые размещаются на https://tophit.ru/ru, проходят тестирование, в тесте принимают участие музыкальные редактора радиостанций. Это нужно чтобы, на начальных этапах понять будет интересен трек радиостанциям, подходит он под формат. Ведь музыкальные редакторы учитывают много факторов при постановке трека в эфир: это формат трека, язык исполнения, сведение, исполнение, текст, узнаваемость артиста и т д.
7. Нельзя исключать важную роль радио для поп музыки. А что думаете насчет рэпа? Почему не так часто его ставят в эфир? Даже если в треке нет мата.
Павел:
Превалирующие число радиостанций - это формат pop/dance, это обусловлено тем, что радио развлекательный инструмент, направленный на массовую аудиторию. Такие форматы, как рэп, шансон, урбан считаются узконаправленным контентом, и с натягом их можно назвать “развлекательным”, хотя если добавить к формату рэп немного попсы, то картина меняется. Это получается у HammAli & Navai.
8. Сколько в среднем трек держится в эфире?
Павел:
От 3 недель до несколько лет. Все зависит от трека. Тем кому интересна эта тема, может изучать наши чарты:
https://tophit.ru/ru/chart/russia_allmedia/weekly/current/all/all - тут можно отследить эфирную статистику по радио, YouTube и другим сервисам.
9. Расскажите, по личному опыту, что происходит с песней, когда её ставят в эфир? Личные наблюдения.
Павел:
Любо станет хитом, либо пройдет незамеченной) Мы с вами говорим о творчестве, и никто не знает какой трек заденет нотки души аудитории и станет хитом, за исключением некоторых случаев. Когда мои друзья скинули мне два трека с вопросом какой запускать, я был четко уверен какой, ибо после первого прослушивания он у меня крутился в голове, это был: “Федерико Феллини” - и сразу сказал, что будет хитом. Это отличный пример, когда Galibri & Mavik удалось с первым треком добится популярности и славы. И очень, рад что мы смогли отчасти помочь им в этом.
10. Как думаете, где пересекается аудитория радио и онлайн слушателей?
Павел:
Радио и онлайн - это инструменты, и при грамотном использовании они работают великолепно. Они помогают охватить всю аудиторию слушателей. Пересечение происходят везде, где человек услышал трек на радио: зашизамил, перешел на страницу артиста, подписался и остался. Или послушал трек в интернете: едет в машине включил радио услышал этот трек там остался на дальше слушать.
11. За все время работы в этой сфере, каких бы артистов или песни выделили, именно для себя?
Павел:
Несомненно это: Ленинград , Баста , MORGENSHTERN*, Ночные снайперы. Этим артистам удается собирать большие стадионы, что в наше время не под силу многим артистам. Ведь у тебя может быть миллионы просмотров, но если ты не научился переводить их $, то смысла в них нет. Я думаю популярность артиста - это не чарты, стримы и тд, а количество $, которые его аудитория готова реально потратить, чтобы послушать любимого артиста.
12. Есть ли на радио цензура?
Павел:
Да есть, и сейчас еще сильней! Несколько лет назад я помогал Ленинграду поставить трек в эксклюзивы на русское радио, трек “Сиськи”. Cказали, что могут поставить только ночью. Поэтому, если вы хотите на радио, обходите все нецензурные слова, даже если они кажутся на грани допустимого. Не стоит создавать преграды своему творчеству
13. Как часто бывает такое, что редакция радио не разглядела хит до его становления? Например, какую-то песню много станций не взяли на старте, а спустя время эта песня разорвали все чарты и потом они же взяли в эфир? Был ли у вас такой опыт? Если да, расскажите об этом.
Павел:
Уже не часто, сейчас радио старается следить за трендами интернета. Но я помню когда московские радиостанции игнорировали 8 месяцев трек Елка “Прованс”, причем он уже играл по всей России на более мелких радиостанций и уже был хитом, ALEKSEEV “Пьяное солнце”, тоже не сразу был замечен радиостанциями. Интересная история с артисткой Iowa, она у нас размещала свои треки на протяжении двух лет, и вот однажды муз. ред московской радиостанции услышал трек на пляже в Cочи на волнах местной радиостанции и поставил к себе в эфир. Это послужило катализатором успеха артистки.
В заключение:
Павел: В завершение хочу добавить пару советов артистам . Создавая контент, помните, что залог успеха - это хороший куплет или припев, который после прослушивания должен “заедать” в голове. Веселые треки больше интересны аудитории, чем грустные, если после запуска трек не “пошел” в массы, переходите к другому ищите тот трек “паровоз”, который повезет всё творчество артиста. Пользуйтесь всеми способами продвижения контента, ведь никто не знает где он может “стрельнуть”. Случайности в шоу бизнесе частое явление и например Imanbek яркое тому подтверждение. Делайте качественный контент: лучше вложится в один трек и сделать качественно, чем записать альбом, который никому не будет интересен.
P. S.: Для тех, кому формата данного материала недостаточно или остались вопросы к Павлу, то по любому вопросу в рамках TOPHIT или же насчет радио, вы можете написать ему в личку. Он не против, скорее даже ЗА!
И для наших подписчиков-артистов, те кто захочет воспользоваться услугами компании TOPHIT - специальная скидка! Подробности уточняйте также у Павла!
Примечание:
*признан иноагентом на территории РФ
Контакты нашего гостя:
Telegram: t.me/robinzonn