Глава третья. Первые воздушные бои.
В начале второй половины декабря в полосе советской 8-й армии действовали главным образом «Бленхеймы» 44-й эскадрильи с аэродрома Йоройнен и присоединившееся к ним звено 46-й под командованием капитана Пипониуса. Именно ему выпала судьба провести первый воздушный бой «Бленхеймов» с советскими истребителями. 18 декабря 1939 года, возвращаясь из разведки во главе пары, Пипониус обнаружил пятерку истребителей, опознанных им как И-5. Капитан дал приказ ведомому уходить в облака, а своему стрелку открыть огонь по истребителям, начавшим стрелять в ответ. В результате непродолжительной перестрелки мотор одного из преследователей задымил, и он пошел вниз, после чего «Бленхеймы» скрылись в облаках. Победу финскому экипажу не засчитали даже «вероятную», но что интереснее – в советских документах не удалось обнаружить даже упоминания об этом эпизоде. Вполне вероятно потому, что истребители принадлежали группе Ткаченко, деятельность которой весьма скупо отражена в документах. Известно, что один И-15бис группы Ткаченко при посадке зацепил крылом за дерево и скапотировал, а второй сломал шасси. Впрочем, крайне маловероятно, что встреча с «Бленхеймом» имеет к этим происшествиям хоть какое-то отношение. Тем не менее, первый воздушный бой между «Бленхеймами» и советскими истребителями состоялся и закончился вничью. Но это было только начало.
Следующий день оказался гораздо насыщеннее событиями. Пользуясь хорошей погодой, из Йоройнена было выполнено восемь вылетов, в том числе три звеном Пипониуса. Целью ударов стали войска и населенные пункты на Суоярвенском направлении, где наступала группа свежеиспеченного генерала Талвела, и вдоль дороги по берегу Ладоги. Финны атаковали в том числе и объекты на советской территории. Так лейтенант Сиириля отбомбился фугасными и зажигательными бомбами по деревне Палалахта в южной части озера Тулмозеро. Поднимающийся из района деревни дым, по словам стрелка экипажа, был виден на расстоянии более 60 километров. Согласно советским данным, в результате налета погибло два шофера и было ранено восемь красноармейцев. Интересно, что утверждалось, будто деревню бомбил трехмоторный самолет противника с красными звездами!
В куда более серьезную передрягу попал экипаж «Бленхейма» прапорщика Рятю (Рятю был штурманом и командиром экипажа, пилотом у него был старшина Сирьянен, а стрелком сержант Вильё Мёрскю). Экипаж вылетел на разведку участка берега от Тулоксы до Салми, в 10.43 (по финскому времени) отбомбился по небольшой деревушке возле Салми и тут стрелок заметил два истребителя-моноплана. Самолеты летели чуть выше справа по курсу полета «Бленхейма». Это был патруль И-16 49-го ИАП. Разогнавшись на пикировании, советские истребители зашли в хвост «Бленхейму» и открыли огонь сзади-снизу. Мёрскю открыл ответный огонь. Дальнейшие события приведены в рапорте самого сержанта:
«Я заметил два русских самолета-истребителя (одномоторный, моноплан, низкоплан). Самолеты заходили справа, приближаясь по направлению полета. Оказавшись позади, они произвели две атаки сзади-снизу. После этих двух атак, один из самолетов исчез из поля моего зрения, в то время как другой продолжал атаковать сзади-снизу. Примерно через 5 минут второй был уже примерно в 500 метрах от меня, пошел вниз и исчез из поля моего зрения. Наш самолет совершал небольшие повороты вправо и влево, давая мне хорошую возможность для стрельбы (2 магазина)».
Кроме Рятю, малоприятные рандеву с советскими истребителями в этот день имели еще четыре экипажа из 44-й эскадрильи, т.е. «Бленхеймы» натыкались на противодействие в воздухе в пяти вылетах из восьми! Командир 1-го звена капитан Лумиала едва не стал жертвой И-15бис, атаку которого едва не проворонил экипаж в районе линии фронта. Советский пилот грамотно атаковал противника с пикирования со стороны солнца, но допустил досадную ошибку, чуть раньше нужного открыв огонь с дистанции около 150 метров. Проснувшийся стрелок дал очередь по «бису», который отчаянно дымя проскочил мимо цели, а Лумиала, не дожидаясь повторной атаки, ушел в облака. По советским данным, пара И-15бис группы Ткаченко в районе Суоярви атаковала бомбардировщик противника, но последний ушел, пользуясь превосходством в скорости.
Спустя примерно час лейтенант Кокко, возвращаясь из разведки, в ходе которой он отбомбился по советским деревням Тулокса и Видлица на побережье Ладоги (а его стрелок еще и пострелял по ним из пулемета), южнее острова Лункулансаари обнаружил одиночный моноплан, предположительно И-16 и резким маневром ушел на северо-запад. Последняя в этот день встреча с советскими истребителями была у командира 3-го звена лейтенанта Эка, который в ходе боевого вылета в районе наступления группы Талвела напоролся сразу на девять советских истребителей, после чего предпочел немедленно ретироваться и вернулся на аэродром.
Необходимо отметить, что в течение дня финские бомбардировщики дважды появлялись в районе нового аэродрома 49-го ИАП на льду озера Карккунлампи, а в 12.30 один из них сбросил бомбы неподалеку от Каркку. В результате сидевший не аэродроме полк немедленно поднялся и перелетел обратно в Нурмолицы.