С утра, мои уважаемые читатели, немного религиозной тематики, по следам вчерашнего – ну, не сказать, что прям расстроившего меня, но… – в общем, одного состоявшегося диалога. Предваряя дальнейшее изложение: я уже не раз писал, что а) я человек православный, б) я всегда призываю не искать простых ответов на сложные вопросы.
И вот намедни моя воцерковленная коллега-педагог заметила, что, в отличие от Православия, в мусульманстве все ответы на трудные вопросы – простые. То есть я в который раз столкнулся с обыденными представлениями: мол, ислам – не более чем религия земного господства, и Рай в нем донельзя примитивный – реки молочные и берега кисельные, и гурии еще.
Это ли не упрощение довольно сложной картины мира, в исламе представленной и о которой нужно говорить отдельно? И если кому интересно – почитайте шестой том Василия Владимировича Бартольда, исламу посвященный, равно как и замечательное исследование Аннемари Шиммель «Мир исламского мистицизма».
Разумеется, обе работы – научные. Иные редко советую. Книга Бартольда была написана столетие назад, но ничего лучшего, по словам ведущего современного отечественного арабиста Игоря Алексеева, из-под пера исследователей не выходило.
И мой призыв к православной аудитории, к коей, повторю, и сам принадлежу: не ищите простые ответы на сложные вопросы. Не забывайте, что знакомству с той же античной философией мы обязаны миру ислама, подарившему человечеству в раннее Средневековье большое количество выдающихся ученых и мыслителей, а слова «мусульманин» и «философ» были тождественны по смыслу.
И в завершение, я рекомендую, в том числе и православным своим читателям ради расширения кругозора, познакомиться с биографией Мансура аль-Халладжа, с обстоятельствами и причиной его казни; равно как и с удивительной судьбой Рабии-аль Адавии. Поверьте, мир сложнее наших, подчас ангажированных и стереотипных преставлений о нем.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков