Люблю, когда фильмы или книги хорошо заканчиваются, даже если это противоречит здравому смыслу или жизненной логике.
В фильме «Шоколад» по одноимённому роману Джоан Харрис главные герои – Вианн и Ру – остаются вместе. В книге же они расстаются без каких-либо обязательств по отношению друг к другу - каждого унёс свой «ветер перемен». И только в продолжении этой истории – в романе «Леденцовые туфельки» - им удастся встретиться вновь. Смогут ли они построить отношения? Получится ли из их союза семья? Всё крайне запутанно и сложно. Тем более, что книга «Леденцовые туфельки», скорее, не история любви, а история о том, как не потерять себя при желании обрести крышу над головой и уверенность в завтрашнем дне.
Если честно, я так и не определилась, на какой я стороне: это извечная дилемма между положительным во всех отношениях мужчиной, пусть и слегка занудным, но обеспеченным и серьёзным, и вечным бродягой выглядит так архитепически, что даже и не хочется определяться.
В этот раз, кстати, Дж.Харрис больше внимания уделяет детям Вианн – Анук и Рози. И это еще один старый, как мир, конфликт - конфликт поколений. За такими острыми взаимоотношениями как-то теряется сюжетная линия обретения Вианн родной матери. Я к финалу вообще про нее забыла, но именно ей принадлежит так понравившаяся мне фраза о том, что человека готовят всегда к чему-то горестному, к потерям, а вот к радости обретения – нет, а это ведь тоже может быть травмирующе.
Я намеренно оставляю в стороне еще одну героиню этой истории – Зози, хотя именно с её появлением в лавке на Монмартре в Париже, где теперь обитает семья Вианн, всё и завертелось.
Из аннотации к книге становится ясно, что она внесёт разлад в семью Вианн. Но почему-то я думала, что это коснётся взаимоотношений Вианн и её мужчин. А нет, всё гораздо хуже. Зози не просто нужны ценности семьи Роше, коих не так уж много, а именно сама жизнь главной героини и её….дочь!
За всей этой магической круговертью (а Зози наделена, как ей кажется, необыкновенными способностями) вполне ясно и недвусмысленно проглядывает история крайне эгоцентричного и страдающего от своей посредственности человека. И если убрать всю магическую составляющую, то можно увидеть вполне себе узнаваемый типаж человека, который хочет быть значимым, интересным, уверенным, «звездой», а на деле – мышь серая. Хотя чем плоха мышь, спрашивается? Но вот такие люди порой являются разрушителями и своей жизни, и чужой.
Но Джоан Харрис, похоже, не столько обвиняет Зози, сколько саму Вианн, которая в страхе перед жизнью с её вечными «ветрами перемен» начала терять саму себя. Ну, как таким подарком не воспользоваться?!
Не знаю, кого как, а меня именно эта мысль глубоко поразила: ведь отказываясь от себя, своих желаний, способностей, целей, мы не просто не выполняем то, что нам предназначено, мы губим и тех, кто рядом, например, своих детей. Может, стоит всё же посмотреть в глаза своим страхам и прогнать их?
Жизнь, точно, того стоит!