Перечитал "Педагогическую поэму" Макаренко. На мой взгляд, актуальность книги очевидна. Будто написана для нашего времени.
Вот мысли из неё по каждой главе первой части: вдруг что пригодится.
* * *
1.1. Нового человека надо «делать» по-новому. Есть учёные-теоретики, которые знают, как воспитать его, однако они не хотят браться за работу. Зато с большим удовольствием будут сживать со свету того, кто возьмётся.
1.2. Нужно дело делать, даже если будешь ошибаться. Новому придётся учиться в процессе работы.
2.1. Для воспитания нового человека необходима концентрация материальных ценностей (см. п.п. 7 и 8.2).
2.2. Облагораживающее женское влияние счастливо дополняет воспитательные силы.
2.3. Иногда знания не так важны, важно влияние нравственно чистого человека.
2.4. Нужны не книжные формулы, а анализ происходящих событий и немедленное действие.
3.1. Без дисциплины воспитание невозможно. Это первое, что нужно наладить.
3.2. Насилие не является «всесильным педагогическим средством». Это путь в сторону наименьшего сопротивления. Но иногда приходится идти на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок.
3.3. Голодные воспитанники – неблагодарный объект для какой бы то ни было морали.
4.1. Воспитанники должны чувствовать себя хозяевами своей страны.
4.2. Человек должен уважать себя, должен быть сильным и гордым, а не отнимать у старушек их последнюю тряпку.
5. Не столько моральные убеждения и гнев, сколько доверие, совместная деятельность в решении важных государственных задач даёт первые ростки хорошего коллективного тона.
6. Не требовать и просить, не быть иждивенцами, а самим предлагать дело, нужное для государства.
7. Бедность никого удержать в коллективе не сможет.
8.1. Причина уважительного отношения воспитанников к воспитателям в их самоотверженной работе. Сила – в понимание общих интересов коллектива.
8.2. Приобщение к приобретениям человеческой культуры идёт тем медленнее, чем мы беднее и голоднее.
8.3. Нельзя допускать, чтобы приглушались зачатки коллектива.
8.4. Нужно стараться ощущать себя накануне победы и быть неисправимым оптимистом.
9. Решать проблемы воспитанников с помощью самих воспитанников и при их поддержке.
10.1. Нового дела воспитатели не знали, но шли к нему через ошибки, неуверенные движения и путаные мысли. Только две вещи не вызывали сомнения: довести начатое дело до конца и действительность, которая их окружала.
10.2. Воспитанники должны расти выносливыми и смелыми. Они не должны бояться опасностей и физических страданий. Их нужно научить не только слушать, но и слышать.
10.3. Старшие воспитанники относятся к младшим как к братьям: любовно, строго и заботливо.
11. Нужно быть готовым к борьбе, иначе можно потерять страну.
12. При безвыходном положении находятся «безвыходные» решения.
13. Есть проступки, которые не прощают (см. п. 15).
14. Педагогика – это процесс, вечный поиск секрета воспитания. А иногда приходится обходиться и без педагогики.
15. Есть проступки, которые прощают.
16. Медицинская непритязательность, то есть нежелание поддаваться болезням, вызывает уважение.
17.1. Воспитание должно исходить из интересов коллектива.
17.2. Пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право на принуждение.
17.3. Воспитание чувства долга часто входит в противоречие с интересом ребенка, тем не менее необходимо воспитывать закаленного, крепкого человека, который может выполнять даже неприятную и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
18. Проступок воспитанника расценивается как предательство.
19. Если воспитанник не прав, приходится за него бороться.
20. Иногда, если в этом заключаются интересы коллектива, цель оправдывает средства. Хлеб порой дороже штрафов.
21. Честь коллектива нужно защищать.
22. От чуждого влияния надо избавляться и не затягивать с этим.
23. В присутствии воспитанников и воспитателей руководитель должен быть энергичным и уверенным.
24. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени. Если вы блещете работой, знанием, удачей, воспитанники будут на вашей стороне.
25. Командирская педагогика сложилась на основе игры, в которой присутствовали ежедневный приказ, система отрядов, совет командиров и полное запрещение льгот для командира. Каждый из воспитанников выполнял не только исполнительную, но организаторскую функцию. Сложная цепь зависимости не позволяет кому-либо стать над коллективом.
26. Нельзя допускать, чтобы личности и характеры затерялись, поэтому воспитателями должны быть настоящие люди.
27.1. Коллектив не может быть замкнутой организацией.
27.2. Мало просто исправить человека, надо его воспитать по-новому, чтобы он стал активным деятелем новой эпохи. Основной метод перевоспитания – игнорирование негативного прошлого.
28. Перед коллективом должна стоять не подлежащая никакому сомнению в ценности задача.