В последний день 2022 года пройдут похороны композитора, народного артиста России Эдуарда Артемьева, которого называли "русским Эннио Морриконе" и одним из первооткрывателей электронной музыки в СССР. Прощаясь с великим композитором, предлагаем вспомнить его самые известные композиции.
Эдуард Артемьев написал музыку к двум Олимпиадам и более чем к 150 фильмам, среди которых культовые советские картины Тарковского, Михалкова и Кончаловского.
От "Сибириады" к "Одиссее"
Даже если вы не меломан и не киноман, то, по крайней мере, одну композицию Артемьева слышали наверняка. В начале нулевых сингл ResuRection доносился буквально отовсюду. Эта музыка звучала, пожалуй, на каждой дискотеке или рейв-вечеринке.
Благодаря нему о ростовской группе "ППК" узнала не только Россия, но и вся Европа. На создание "космического" трека музыкантов вдохновило творчество "отца советской электроники": "Воскрешение" представляет собой музыкальную тему из композиции "Поход" Эдуарда Артемьева к фильму "Сибириада" 1979 года. По словам продюсера ППК Сергея Пименова, они "изменили в ней пару нот".
Кстати, повествование о жизни нескольких поколений семей в глухом сибирском селе, сопровождаемое музыкой Артемьева, оценили и зрители, и кинокритики. За фильм "Сибириада" режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
Через двадцать лет, в 1997 году, Кончаловский вновь пригласил Артемьева написать саундтрек - к телефильму "Одиссея". Композитор успешно воплотил эпический замысел режиссера, теперь уже в голливудских масштабах.
Дружба с Никитой Михалковым
Еще до сотрудничества с Кончаловским композитор работал над фильмами его брата – Никиты Михалкова. Их связывала дружба, которая продолжались почти до самой смерти композитора. Музыка Артемьева звучала в фильмах "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник" и должна была прозвучать в "Шоколадном револьвере" — новой, еще не выпущенной картине Михалкова.
Первым совместным проектом двух мастеров стала дипломная режиссерская работа Никиты Михалкова – "Свой среди чужих". Для приключенческого фильма о Гражданской войне, созданного под влиянием американских вестернов, требовалась специфическая, особенная музыка. Нужная композиция была придумана сразу. Вернувшись из Дома кино после разговора с Михалковым, Артемьев тут же наиграл мелодию, которая стала главной темой фильма.
Самым ценным для себя Эдуард Артемьев считал фильм "Раба любви", снятый Михалковым два года спустя, в 1976 году. Он был связан с личной трагедией композитора. Его супруга и сын попали в автомобильную аварию и чудом выжили. Артемьев разрывался между двух больниц, потому что они лежали в разных лечебных учреждениях, а по ночам писал. Серьезное испытание в жизни не помешало композитору создать шедевр: композиция "Поклонники" - одна из самых красивых и узнаваемых мелодий отечественного кинематографа.
Специалист по шорохам, гулам, эху и шелестам
Одной из главных работ Эдуарда Артемьева считается также музыкальное сопровождение к фильмам режиссёра Андрея Тарковского. Их первым опытом творческого сотрудничества стал фильм "Солярис".
Особых условий режиссер не выдвигал, только попросил, чтобы в фильме звучал Иоганн Себастьян Бах. Композитора смутили слова Тарковского, что собственно музыка в фильме ему не нужна, а его задачу он видит в организации натуральных шумов. Тем не менее, Артемьев взялся за дело.
Выход "Соляриса" на экраны произвел настоящий фурор не только в кинематографической, но и в композиторской среде - в СССР и на Западе. Эдуард Артемьев получил письмо из Вашингтона от руководителей американской Ассоциации электронной музыки (ВТОМ) с просьбой подробно описать использованную при записи аппаратуру, а также методы работы с музыкальным материалом.
За "Солярисом" последовало не менее впечатляющее продолжение сотрудничества с Тарковским — фильмы "Зеркало" и "Сталкер".
Артемьев шутил, что кинематографист нуждался не столько в полноценном композиторе, сколько в звукорежиссере, "специалисте по шорохам, гулам, эху и шелестам".
Ветер перемен
В 1986 году Эдуард Артемьев принял участие в создании еще одного культового советского фильма "Курьер" режиссёра Карена Шахназарова. "Курьер" получил премию "Ника" за лучшую музыку к фильму.
Замысел фильма, где, кстати, впервые в советском кино был показан брейк-данс, требовал яркого и даже броского музыкального сопровождения. Стремящийся к экспериментам Артемьев с задачей блестяще справился. Саундтрек получился настолько футуристичным, что даже почти три десятилетия спустя не производит впечатления чего-то устаревшего.
Эдуард Артемьев был востребован в кинематографе до самой кончины. Вы могли слышать его музыку, к примеру, в спортивной драме "Легенда №17" о советском хоккеисте Валерии Харламове.
Не только кинематограф
Наследие Эдуарда Артемьева огромно. Помимо работы в кинематографе композитору довелось написать музыку к двум олимпиадам.
К московской Олимпиаде-1980 Эдуард Артемьев записал пластинку "Ода доброму вестнику". Также Артемьев написал саундтрек к серии мультфильмов "Баба Яга против". В них рассказывалось о том, как Яга и Кощей Бессмертный пытаются помешать олимпийскому Мишке открыть Игры в Москве.
Спустя почти 35 лет, на закрытии Олимпиады в Сочи, также звучала музыка Артемьева.
Почти три десятка лет композитор работал над рок-оперой "Преступление и наказание", которую считал вершиной своего творчества. По стечению обстоятельств, незадолго до ухода Артемьев закончил реквием, писать который начал еще студентом под впечатлением от музыки Стравинского.