Никогда не писал о фильмах, но недавно посмотрел приквел к своему любимому сериалу "Семья Сопрано" и захотел поделиться. Особенно сильно захотел из-за того, что многие отзывы о нём (из-за которых я не стал его смотреть год назад) оказались негативными, а моё впечатление, на удивление, осталось максимально положительным.
Что говорят в русскоязычных отзывах? Негры, повесточка и так далее. Это лейтмотив большинства прочитанных мной обзоров. Про сам сюжет тоже говорили, что плохо проработан, слабые персонажи, линия чернокожего подельника главного героя приплетена без логики, ради повесточки (ибо в современном американском кино без негров нельзя)...
Что я увидел? Достаточно логичный сценарий, в котором слишком много персонажей, чтобы дать всем достаточно экранного времени, но при этом достаточно отсылочек к сериалу. Второстепенные герои сыграны классно: одна только "мама Ливия" от Веры Фармиги чего стоит! Интонации Нэнси Маршан, блистательно игравшей эту роль в сериале, переданы идеально. А Поли и Сильвио? А дядя Джуниор? А молодой Тони, сыгранный сыном покойного Джеймса Гандольфини?
А самая главная находка - это рассказчик Крис Молтисанти, который с самого начала рассказывает всем непосвящённым, что его убил Тони. И да, новорождённый Крис в фильме на дух не переносит юного Тони, словно знает, чем закончатся их взаимоотношения...
Конечно, как самостоятельный фильм "Множественные святые Ньюарка" никуда не годятся. Это обилие харизматичных второстепенных героев, родных для фанатов сериала, совершенно чуждо случайному зрителю. Но для случайных зрителей здесь есть прекрасный Рэй Лиотта, столь же второстепенный, но яркий и разнообразный в ролях двух братьев-близнецов.
Главный герой немного разочаровывает - то ли он изначально задуман как абсолютное ничтожество, то ли Алессандро Нивола не справился с его воплощением. Хотя арка, как мне кажется, у Дики имеется: в начале он убивает родного отца из-за его жены (демонстрируя, помимо ревности, ещё некоторое внутреннее благородство - ведь он не планировал убить отца, планируя лишь пригрозить), а в конце убивает вдову отца (свою любовницу) из-за её измены (это тот же приступ ярости, что и в случае с отцом, но в ответ не на оскорбление, а в ответ на искреннее признание в измене, о которой он сам не узнал бы). Для меня это настоящая арка - персонаж прошёл свой путь, пустота и бессмысленность которого явно задуманы авторами сценария (Дики стал хуже, как почти любой гангстер).
Отношения Дики и Тони показаны вполне подробно: и то, как старший товарищ сбивает младшего с пути истинного, и его неловкая попытка это исправить, вдруг начав игнорировать Тони, и несостоявшееся финальное примирение. Немного клишировано, но всё в наличии.
Реальные исторические беспорядки в Ньюарке показаны без современной традиции выставлять чернокожих участников невинными жертвами - даже "несправедливо убиенный" полицейскими статист представлен мародёром, то есть вполне законной целью блюстителя порядка. Сложно тут обвинить создателей фильма в симпатиях к тем, кто в те дни громил витрины и грабил магазины.
Можно немного поиронизировать над тем, как нам показывают зарево пожара над городом с нескольких точек и героев, внимательно следящих за ним, словно говоря нам: "смотрите, ребята, это что-то важное".
Линия героя Лесли Одома-младшего, на мой взгляд, абсолютно органична и даже логична. Негр, один из многих в Ньюарке, кто работал на мафию, несмотря на предвзято расистское отношение к себе. Дики - один из очень немногих, кто видел в чернокожих таких же людей, как и он сам - за свою толерантность в итоге и пострадал. Гарольд, по-видимому, договаривается с кем-то из семьи ДиМео (скорее всего, с тем же Джуниором Сопрано, по заказу которого Дики убивают в концовке) и остаётся невредим.
Никакого искажения истории или возвышения чернокожих здесь нет: явно цветные преступники выполняли поручения мафии и вполне могли себе позволить вести бизнес с ними на равных - потому что, при всём расизме, гангстеры всегда уважают право сильного.
А уж убийство Дики из-за насмешек над Джуниором вообще не выходит за рамки классического восприятия образа гангстеров - да, и в сериале такое не раз бывало. Вроде бы есть какое-то развитие персонажа, но насмешка над коллегой перечёркивает всё, потому что тот мстит. И это тоже логично.
Потому что главная идея авторов в том, что бандит легко может умереть из-за неосторожного слова или жеста, которое не понравится другому его коллеге. Ровно это и положено в основу арки Дики Молтисанти, и да - это работает. Да, он умер внезапно, это сломало другие линии, в которых ему предстояло участвовать (взаимоотношения с Тони, например), но это было логично и естественно. А чего вы хотели? Мы ещё из сериала знаем, что у Дики была яркая, но короткая жизнь.