Найти тему
Шипучка

Скелетоны: куда они исчезли, и как за них боролись?

Оглавление

«Скелетоны» - это торговая марка производства компании «Danone», продававшаяся в России в 2004—2008 годах. Начинали они только с йогурта, а позднее расширили линейку до целого комплекта молочных продуктов.

Слушать подкаст: https://shipuchkapodcast.mave.digital

Легенда
Легенда

Конечно, самым знаменитым продуктом был йогурт (и его упаковка!). Думаю, многие и без фото быстро вспомнят их знаменитую упаковку: пластиковый стаканчик, закрытый крышечкой, в которой лежали конфетки - разноцветные или шоколадные. Насколько я помню, при добавлении последних в йогурт, он окрашивался в другой цвет, что придавало дополнительный азарт при его поедании. Однако, некоторые предпочитали съедать конфеты отдельно от йогурта, но «о вкусах не спорят, о вкусах кричат». Как раз о вкусе этого йогурта до сих пор можно встретить восторженные отзывы.

Тогда на полках магазинов уже существовал всем известный и существующий до сих пор бренд «Растишка». Появилась она, кстати, в 2001 году, а вот «Скелетонов» мы ждали, сами того не зная, ещё 3 года. Йогурт Скелетонов был направлен на детей от 9 до 14 лет, вышедших из целевого возраста любителей «Растишки». Как у многих брендов, направленных на детей, у Скелетонов были персонажи, которые двигали продукт. Это было 4 подростка-скелетов: Диджей, Жорик, Стюля, Баста и их ручная черепаха Ракета, которая тоже, естественно, была скелетом.

Все скелетоны в сборе
Все скелетоны в сборе

Компания тратила немаленькие деньги на продвижение «Скелетонов», чтобы завоевать наши сердечки. Должна отметить, что это им хорошо удавалось! Чуть позже мы об этом ещё вспомним.

Йогурт был запущен в продажу осенью 2004 года и сразу стал довольно популярным, даже обогнав по продажам йогурт «Растишка».

Реклама

Это отдельный прикол, который глубоко и надолго засел в наших головах. Особенно круто работала их ТВ-реклама в формате мультиков. Если смотреть ее сейчас, то анимация оставляет желать лучшего, но в те годы это выглядело круто. Со временем создатели использовали комбинированные съемки, смешивая анимацию и реальных людей в настоящих локациях.
Слоганы тоже стоят нашего внимания, потому что, например, я до сих пор использую в своей речи словечко, которое когда-то услышала в рекламе. Почему-то оно жестко запало мне в голову. Когда кто-то говорит «прикольно», в своей голове, а иногда и вслух, я говорю «клубникокольно».

Скелетированные подростки подчёркивали цель йогурта (укрепление костей тех, кто его ест), а слоганом продукта является фраза: «Позаботьтесь, дети, о своём скелете!». «Шевели костями, отрывайся с нами,» - ещё одна крутая фразочка, которая звучала из уст персонажей. Конечно, такие короткие рифмованные предложения легко усваивались детьми, что круто работало для запоминания бренда. Заходя в магазине в отдел молочки, ребята лет 10 бежали к полкам и хватали именно Скелетонов. В самих же рекламных роликах они попадали в ситуации, которые в реальной жизни происходят с простыми подростками. Это отзывалось в каждом из нас, потому что скелеты были такими же как мы!

Наверняка, Данон радовали цифры от продаж, поэтому однажды они расширили линейку и на полках появились глазированные сырки, питьевые йогурты, творожки с кусочками желе и другие продукты.

Конечно, маркетологи решили задействовать ещё больше способов продвижения и задумались о мерче.

Не сказать, что его было прям много, но персонажи «Скелетонов» стали появляться на кэпсах и наклейках с текстовыми обращениями (один из них — «У меня зазвонил телефон, кто говорит? Скелетон!»). Также были значки, которые сейчас стали действительно коллекционными штуками. На них можно было встретить изображение персонажей, а также всякие крутые фразы для детей тех времён, типо «осторожно, взрывной характер», «ну че, прикалываться будем?», «собирай кости, дуй на тусовку» и «для не по-детски крепких скелетов».

Также можно было стать счастливым обладателем угадайте чего… Брелоков! Помимо этого проводились всяческие конкурсы, например, разыгрывался Скелетонский мобильник. Для этого надо было что-то отправить с упаковок, а за просто участие обещали подарить особенный брелок. Я нашла в интернете историю одного парня, который расказывал о том, что он стал в своё время счастливым обладателем этой Моторолы, что даёт Скелетонам ещё 100 бонусных баллов.

Приз за победу в конкурсе
Приз за победу в конкурсе

Компания выпустила даже какой-то диск с короткими мультиками с главными персонажами, несколько мобильных и компьютерных игр.

Скандалы

Начнём с главного - куда делись скелетоны?
Как утверждает Википедия, ссылаясь на программу «Вести», многие родители говорили, что скелетированные персонажи пугают их детей, а сама продукция «Скелетонов» напоминает бутылки с ядом. Однако, среди этих жалобщиков была своя звезда — некто Евгения Мартынова. Эта мать проснулась знаменитой, когда надумала подать на «Скелетонов» в суд: якобы ее пятилетняя дочь плачет при виде этой продукции. После этой заводили подключились все кто мог. Другие родители увеличивали число жалоб. Говорили что-то типо: «Как то, что ассоциируется со смертью, может олицетворять здоровый (к тому же детский) продукт?». Было несколько обращений в суд и экспертиз, а к протестам против йогурта присоединились НТВ и РПЦ. Но это были цветочки…

В 2007 году была сформирована первая в России общественная Экспертная комиссия по этике социальной рекламы и социально-значимой информации, уверенно начавшая работать на информационном рынке Северо-Западного федерального округа РФ. Когда они развернули активную деятельность, Комиссией были выявлены устоявшиеся стереотипы нарушения этичности и нравственности в информационной среде. Основой многих нарушений стали «белые пятна» российского законодательства. Так, изображения на упаковке товара остались вне правовой сферы регулирования, так как не являются рекламой, согласно действующего ФЗ «О рекламе» и не влияют на качество продаваемой продукции. Образцом подобного «недоразумения» стала продукция компании Danone под торговой маркой «Скелетоны». Но ни один из государственных субъектов не определил свою принадлежность к решению этого вопроса с целью повлиять на компанию Danone. УФАС СПб и ЛО подтвердило, что информация, размещённая на упаковке товара, не относится к сфере рекламы. Комитет по торговле также сообщил о том, что изображение на упаковке не относится к сфере качества товара и не нарушает утверждённых законом прав потребителя. Роспатент заверил Совет в том, что вопросы этичности не входят в их компетенцию при утверждении авторских прав владельца торговой марки «Скелетоны».

Кстати, сама компания, узнав о таких разборках сдаваться не собиралась. Она стала делать рекламу, объясняющую пользу молочной продукции, а в качестве ЦА выбирала самих родителей. В общем, она хотела сделать акцент на полезности и увести их внимание от «костей».

Председатель правления этой организации - Станислав Дворко - отмечал, что в состав Экспертной комиссии по этике социальной рекламы, созданной в конце 2007 года, входили ведущие специалисты в сфере психологии, педагогики, социологии, юриспруденции, деятели культуры и искусства, представители религиозных конфессий и национальных общин. Думаю, что важно отметить, что деятельность комиссии имеет рекомендательный характер, т.е. эта структура выдвигает предложения по вопросам изготовления и распространения позитивной рекламы и препятствует распространению информации, носящей неэтичный характер.

По словам Дворко, первым вопросом, рассмотренным комиссией, стал вопрос о неэтичности бренда "Скелетоны". Дальше его цитата:

Производители этой продукции, рассчитанной на детей, использовали в ее рекламе образы смерти и пытались сочетать их со здоровым образом жизни. Наша комиссия признала этот бренд неэтичным и направила соответствующее письмо производителю "Скелетонов" компании Danon. Руководство компании согласилось с нашими доводами, и выпуск данной продукции в России был прекращен. Данный товарный знак и сопутствующие изображения признаны Комиссией Совета неэтичными.

Но опять же, это все имело рекомендательный характер, но репутацию Скелетонам они значительно подпортили. До суда та звезда-Евгения так и не дошла, а машина уже завертелась. Продажа стали падать, «Данону» было неинтересно портить свою репутацию. В итоге, в 2008 скелетоны пропали из магазинов.

Исчезновение «Скелетонов» действительно было и есть для многих травмирующим фактом. Это и сама продукция, покорившая кучу детишек, послужили поводом к организации обширной фан-базы. Они создают мемы, продают раритетные баночки из-под йогурта, пытаются вывести свой рецепт похожего вкуса и продать его. Также они организовали петицию с требованием вернуть Скелетонов. Из 5000 голосующих приняли участие уже почти 4000 человек. Вы все ещё можете внести свой вклад и выразить свой голос за камбэк йогуртов;)

Настала очередь 2го скандала, который уже разожгли фанаты скелетов.

Они устроили настоящий бунт. Массово начали писать в официальную группу Danone и, вы удивитесь, но делали это несколько лет! На подобные сообщения компания в 2018 году отвечала, что подумывают о возвращении, что дало СМИ повод для создания громких заголовков, в которых говорилось, что нам стоит ждать встречи со Скелетонами в 2020, а потом и в 2023. Так что надежда ещё есть:) Хотя в 2019 году на продолжающиеся сыпаться сообщения в паблик, «Данон» стали отвечать, что нам пора похоронить утопичные мечты, что разозлило фанатов, и они стали писать ещё больше. Тогда, вроде как, «Данон» вообще удалил из своих соц. сетей открытую информацию о «Скелетонах», как бы открещиваясь от этого. Вот, что писали в своей фан-группе пользователи:

Вы поняли вообще что они ответили???? Они нарочно убивают в нас память о прошлом!!! Что бы мы забыли как было вкусно и хорошо, что б мы дальше покупали и жрали отраву химическую, которая везде

После бунта они стали блокировать и удалять комментарии у всех, кто просит Скелетонов, даже свое фирменное:

"Линейка Скелетоны была снята с производства 7 лет назад"

Надо отметить, что в Чехии «Данон» запустил бренд «Костики»/ «Kostici», который полностью копирует Скелетонов и продаётся по сей день, но вот рекламу стала гораздо мягче, что для истинных фанатов, конечно, неприемлемо. Как и вкус. Многие отмечают, что раньше было лучше и это не то. Возможно, они правы, а, возможно, «трава зеленее у соседей в саду». Я не пробовала, не могу знать…