Найти тему
AIRBORNE

Первый самостоятельный полёт

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Сегодня поговорим о самом волнительном моменте в жизни каждого пилота - о первом самостоятельном полете. Это один из тех моментов, когда ты остаешься один на один с самолетом, когда инструктор уже не подстрахует, если вдруг дрогнет рука, когда все зависит только от тебя. Когда курсанта допускают до первого самостоятельного вылета? Как он проходит? Кто дает допуск к таким полетам? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.

Учебная программа

Наверное, стоит предположить, что КУЛП* должен быть построен таким образом, чтобы к моменту первого самостоятельного вылета курсант уже имел не один десяток часов налёта и был максимально подготовлен ко всему, что может случиться в полете. Логично? Логично.

*КУЛП (Курс учебно-летной подготовки) - руководство, определяющее содержание, объем, последовательность и методику обучения курсантов летных училищ.

Однако эти рассуждения разбиваются о суровую реальность, то есть о ныне действующий КУЛП, который сейчас называется ПУПППКП*, согласно которому курсанту предлагается выполнить свой первый самостоятельный вылет уже через 16 часов летной практики.

*ПУПППКП - программа учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов.
Курсантская Cessna 172
Курсантская Cessna 172

Чтобы понять, что такое первые 16 часов летной практики для курсанта, вспомните свои первые уроки вождения, умножьте на 2 и возведите в степень обалдения.

Начальный этап программы летной практики
Начальный этап программы летной практики

Подразумевается, что к этому времени курсант уже привыкает к самолету и приобретает первые устойчивые навыки пилотирования, а также худо-бедно, но самостоятельно ведет радиообмен (на первых порах голос дрожит у всех).

И вот спустя 16 часов и несколько новых седых волос у инструктора курсант подходит к своему главному полету в жизни. Но сначала нужно получить разрешение, отлетав проверку.

Проверочный полёт

В день-Х инструктор выполняет с курсантом так называемые «контрольные полеты», убеждаясь (или не убеждаясь), что «пациент скорее жив, чем мертв» и передает его на проверку командно-летному составу.

«…лишь бы не скозлить на посадке, а то в самостоятельный не выпустят…»
«…лишь бы не скозлить на посадке, а то в самостоятельный не выпустят…»

Лицо из числа командно-летного состава (начиная от зам командира эскадрильи и заканчивая командиром летного отряда) так же выполняет несколько полетов с курсантом. И только окончательно убедившись, что тот в состоянии самостоятельно, а самое главное - относительно безопасно выполнить полёт, при этом не убившись и не разложив самолет стоимостью несколько десятков миллионов рублей, скрепя сердце, делает запись в летной книжке курсанта: «Готов к самостоятельным полетам. Должность/ФИО/подпись, дата».

Во время проверки, кстати, большое внимание уделяется психо-эмоциональному состоянию курсанта, так как не каждый может справиться со стрессом и страхом самостоятельного полёта. Поэтому со стороны инструкторского и командо-летного состава важно вовремя такое поведение заметить и принять меры.

Итак, получив заветную запись в летной книжке, курсант садится в самолет в полном одиночестве и с волнением в голосе связывается с диспетчером:

-02584, Старт, на стоянке, информация Танго, разрешите запуск, планирую круги, САМ!

Приписка «сам» в конце требуется от курсанта при любом докладе в эфир, чтобы диспетчера понимали, что курсант летит один, и тщательнее следили за этим бортом.

Полёт по кругу

Самый первый самостоятельный полёт проходит «по кругам». Самолет, разумеется, не кружится на месте, а делает 4 разворота вокруг аэродрома, выписывая как бы некую коробочку. Траектория полёта при этом выглядит примерно так:

Полёт по кругу
Полёт по кругу

Ну а пока курсант в небе предоставлен самому себе, на земле за ним следит консилиум из инструкторов и КЛС, напряженно слушая радиообмен и готовясь по рации подбодрить и подсказать в случае его. А случи были - как-то один курсант так разволновался, что 3 раза уходил на второй круг и сел лишь с четвертой попытки. Но главное, что сел, а то сесть мог бы и зам комэски, допустивший этого курсанта до самостоятельного полёта.

Тем не менее, абсолютное большинство первых самостоятельных полетов заканчивается посадкой, ну а далее следуют поздравления, рукопожатия, где-то «новоиспеченного птенца» обливают водой с ног до головы, где-то пятой точкой бьют о самолет, где-то подбрасывают на руках - везде свои традиции.

Курсант же, в свою очередь, после полёта дарит подписанную пачку сигарет инструктору и проверяющему - это почти закон.

Именные пачки
Именные пачки

Так начинается летная жизнь будущих пилотов. В последующих полетах курсант летает самостоятельно в зону и по маршруту, так же получая соотвествующие допуски. Учится летать с правой чашки и в составе курсантского экипажа, а также осваивает пилотирование по приборам, ну а там уже и до самолета побольше недалеко))

Делитесь своими воспоминаниями/впечатлениями о первых самостоятельных полетах! Буду рад интересным рассказам!

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!