Вопрос этот совсем не праздный. Людей, желающих поделиться своими мыслями не просто на страничке ВКонтакте, а оформить их в книгу, с каждым годом становится всё больше. Благо интернет предоставляет для этого почти неограниченные возможности. Но нередко оказывается, что написанная с таким вдохновением книга не вызывает интереса у сторонних читателей. А ведь и друзья, и близкие её так хвалили! В чём здесь дело?
Самый очевидный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: «Писать надо лучше». Но этот совет чаще всего малопродуктивный. Конечно, писать надо лучше, но проблемы это не решит — хорошо написанные книги тоже, бывает, не читают. Поэтому попробуем разобраться, вынеся самый очевидный и правильный совет за скобки статьи.
Почему книгу не читают
Чтобы решить проблему отсутствия читательского интереса, прежде всего, надо разобраться в причинах этого. В этой статье я буду говорить об электронных книгах, то есть тех, что размещены на разных площадках интернета, в том числе на литпорталах или в магазинах электронных книг. Вопросу «Почему издательства не печатают хорошую книгу?» посвящена была другая статья.
Итак, причины отсутствия читательского интереса.
Выбрана не та площадка
Разных порталов, где можно разместить книги, сейчас много, но они сильно отличаются и количеством читателей, и, скажем так, их качеством. Есть довольно «старые» и уважаемые среди авторов-поклонников классики площадки, например, Проза. ру или Изба-Читальня. При всём моём уважении к этим площадкам читателей там меньше, чем писателей. Авторы чаще всего читают друг друга, и старожилы с настороженностью относятся к новичкам. Популярность на этих площадках завоевать сложно. Разместив там свою первую книгу, автор рискует долго пребывать в безвестности или довольствоваться десятком читателей.
Есть литературные площадки, ориентированные на определённую аудиторию. Например, на сайте «Призрачных миров» преобладает фэнтези, более того, ромфант. То есть туда приходит, преимущественно, женская аудитория. А вот Автор. Тудей или новый «Литгород» приглашает всех, но, например, с научно-популярной книгой там делать нечего. Научно-популярную или книгу нон-фикшен можно разместить на Литресе. Но там огромная конкуренция среди авторов, и попасть на глаза читателей сложно.
Так что выбор площадки — это очень важный этап продвижения своей книги. В ближайшее время думаю сделать обзор наиболее популярных у читателей литературных сайтов. Когда-то уже такой обзор был, но данные о литпорталах изрядно устарели. «Одних уж нет, а те — далече».
Не та аудитория
Часто книга не привлекает внимания, так как не вызывает интереса у аудитории, которой её предлагают. То есть писатель не слишком задумывается, для кого он пишет. Недавно ко мне обратился автор с просьбой написать критическую рецензию и объяснить, почему его книга не пользуется успехом. Книга оказалась необычной сказкой, где маленькие человечки борются за власть, устраивают заговоры и т. д. Был там намёк и на романтическую линию. На вопрос о том, на кого рассчитана эта книга, автор ответил: «На девушек в возрасте 17–25 лет». Я, конечно, к этой читательской аудитории не отношусь, но у меня возникла ассоциация с «Незнайкой на Луне». Будет такая книга пользоваться успехом у современных девушек? Вряд ли.
То есть я хочу сказать, что есть очень неплохо написанные книги, которые интересны такому малому числу людей, что встреча автора с ними на просторах интернета — это уже основа для фантастического сюжета.
Не такая аннотация
Где бы вы ни размещали книгу, к ней требуется аннотация. Она не только информирует потенциальных читателей, о чём эта книга, но и является своеобразной рекламой или антирекламой. Вот в аннотации к книге, о которой я писала выше, было указано, что герои — маленькие человечки. Как оценит эту книгу взрослый читатель? Как детскую сказку и пройдёт мимо.
В аннотации должен быть отражён и жанр и наиболее привлекательные черты книги. Привлекательные для конкретной аудитории. Поэтому у бандитского боевика и у любовного романа будет разная аннотация даже по структуре и стилю. Статью о том, как писать аннотацию можете почитать здесь.
Никто о вашей книге просто не знает
Это одна из самых распространённых причин, и устранить её непросто. Или недёшево. Действительно, как потенциальные читатели могут узнать о книге, которая может быть для них интересна? В лучшем случае оповещение о новинках делают сами литпорталы на своей же площадке. Реклама за её пределами платная, а зачастую для автора и на самой площадке она платная.
Говорят: «хороший товар в рекламе не нуждается». Да, но только в том случае, если о нём знают покупатели. Однако никакая реклама не поможет, если книга написана плохо, сюжет неинтересный, а герои вызывают отторжение. Да, определённый всплеск интереса будет. Но читатели попробуют, плюнут и уйдут читать что-то более «съедобное».
То, что написано в книге, интересно только самому автору
Такое тоже нередко встречается. Есть много авторов, кто искренне считает, что писатель должен писать для себя, а не «прогибаться под читателей». Ну, да. «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить». Но в этом случае отсутствие читательского интереса автора вообще не должно волновать. Главное, чтобы самому было интересно. Но, увы, часто этот автор рассуждает так: «Я пишу исключительно для себя, но хочу, чтобы книга понравилась другим». По-моему, нелогично.
Что делать? Ответ на этот вопрос будет в следующей статье. И так много получилось. А пока авторы, для кого вопрос «Почему не читают?» актуален, могут выбрать из перечисленных причин свою, обдумать её или обсудить отсутствие читательского интереса в комментариях. Возможно, предложить какие-то свои причины, которые в статье не прозвучали.
И ещё напомню. Аргументы «пишут ерунду» или «читатели тупые» не принимаются, как исключительно субъективные.