Подходит к концу 2022 год. В этом году канал "Строительная техника и транспорт" побывал на различных машиностроительных предприятиях, узнал об их достижениях и сложностях, с которыми пришлось столкнуться в наше непростое время, ознакомился с производственными мощностями.
Среди них завод "Красное Сормово" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация"). В течение года Нижегородские судостроители неоднократно приглашали к себе в гости и на это были веские причины. За истекшие 12 месяцев завод спустил на воду 9 судов: из них 8 сухогрузных теплоходов проекта RSD59 и головной краболов проекта КСП01 "Вайгач". Много это или мало?
Согласно официальным данным, "Красное Сормово", являющийся одним из крупнейших предприятий отрасли, в настоящее время имеет пропускную способность 12 сухогрузов в год, что на 50% больше уровня 2018 года. При этом предприятие имеет возможность одновременно строить суда различных проектов. Однако, учитывая, что нынешний год оказался очень непростым для российской промышленности, такой результат можно считать весьма успешным, несмотря на международные санкции завод продолжает работать.
Один из самых болезненных вопросов для судостроителей, да и всего российского машиностроения в целом, – чем заменять важнейшие комплектующие, которые прежде закупались за рубежом, у стран, объявивших нам санкции? Например, на судах проекта RSD59 – это главные двигатели финского производства, немецкие винто-рулевые колонки, а также ряд других импортных компонентов из недружественных стран. На данный момент, как прокомментировали на заводе "Красное Сормово", все эти вопросы находится в стадии переговоров с партнерами.
При этом, несколькими месяцами ранее, каналу "Строительная техника и транспорт" стало известно, что уже найдены альтернативные варианты. В частности, планируется устанавливать китайские двигатели, также рассматриваются варианты применения отечественных двигателей. А вот производство винто-рулевых колонок будет налажено в России, завод "Красное Сормово" в партнерстве с другими предприятиями "Объединенной судостроительной корпорации" уже приступил к изготовлению этих комплектующих.
Что будет в 2023 году? Завод продолжит строительство судов проектов RSD59 и КСП01 в соответствии с договорами.
По заказу АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) предприятию предстоит достроить серию из 11 сухогрузов RSD59. На сегодняшний день часть судов уже передана заказчику, часть спущена на воду и достраивается (10 ноября 2022 года состоялся спуск на воду 9-го сухогруза), часть находится в процессе производства. На сегодняшний день "Красное Сормово" является лидером по количеству построенных судов проекта RSD59 среди отечественных судостроительных предприятий, всего со стапелей сошло более 30 теплоходов данного проекта.
Справка
Суда проекта RSD59 предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории "В". Длина судна составляет 141 м, ширина - 16,98 м, высота борта 6 м, осадка в море - 4,5 м, в реке - 3,6 м. Эти сухогрузы составляют значительную часть современного грузового флота России. Они отличаются повышенной вместимостью и маневренностью по сравнению с аналогичными судами.
Что касается краболовов проекта КСП01, то в 2023-2024 годах завод должен построить еще 4 судна по заказу СР "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум". Как отмечают на предприятии, первые две судна комплектуются заранее закупленным импортным оборудованием, а вот на следующих краболовах, возможно, будет установлена отечественная комплектация.
Справка
Краболов-процессор проекта КСП01 представляет собой судно полного цикла, предназначенное для промысла краба различных видов на глубинах от 20 до 400 м и производства замороженной продукции в море. Оборудование судна предназначено для ловли и переработки до 60 тонн камчатского краба в сутки. Длина судна – 61,9 м, ширина – 15 м, максимальная осадка – 6,4 м, цистерны живого краба – 60 м3, морозильный грузовой трюм – 1000 м3. Особенность краболова в том, что он фактически станет плавучей фабрикой по переработке краба. На борту улов будет очищаться от панцирей, вариться, расфасовываться и замораживаться. На берег доставят уже готовую продукцию.
Кроме того, в планах завода "Красное Сормово" в ближайшие четыре года построить серию из трех круизных судов проекта "Карелия" PV180 . Проект будет выполнен по заказу компании "ВодоходЪ". Финансировать строительство будет ГТЛК. Правительство РФ выделило 15 млрд рублей на запуск строительства семи судов гражданского флота. Часть этой суммы будет направлена на финансирование трех судов "Карелия". Суда проекта "Карелия" PV180 имеют класс "река-море", они будут курсировать по Каспийскому, Черному и Белому морям, а также использоваться на внутренних водных путях, в том числе на неглубоких реках.
"Карелия" представляет собой уменьшенную копию судна проекта PV300 (по этому проекту строился лайнер "Мустай Карим"). В отличие от "Мустая Карима" пассажировместимостью 329 человек, "Карелия" рассчитана на 180 пассажиров и по уровню комфорта также будет соответствовать лучшим мировым круизным судам. Планируется, что первое судно начнет навигацию в 2025 году, второе и третье – в 2026 году.
В обозримом будущем заказчиком завода "Красное Сормово" намерена выступить Республика Беларусь. По итогам визита на предприятие в начале декабря этого года белорусской делегации во главе с чрезвычайным и полномочным послом Республики Беларусь в Российской Федерации Дмитрием Крутым достигнута договоренность о строительстве одного-двух судов класса "река-море".
Помимо строительства гражданских судов завод "Красное Сормово" традиционно продолжает производить продукцию специального машиностроения для надводных кораблей и подводных лодок военно-морского флота. Сормовскому предприятию в этом деле опыта не занимать: за 75 лет им построено и модернизировано более 300 подводных лодок и спасательных аппаратов, из них 25 атомных.
Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.