На днях проводили педсовет, на котором культурно обсуждали методы и приёмы, которые нужно применять по отношению к учащимся, обратившим на себя внимание социального педагога. Около получаса выступали учителя со статьями из интернета, в которых рассказывается о том, что дети не виноваты в своём девиантном поведении. А также о том, как можно достучаться до ребёнка и изменить его в лучшую сторону.
Когда дали слово слушателям, коллега заявила:
"Никогда ни один хулиган не станет уважать учителя за то, что он добрый и хороший человек! Они кроме грубости ничего не понимают! На них только кричать можно, отвечать оскорблением на оскорбление, унижать при всём классе и затыкать рот! Я — учитель, а не половая тряпка, чтобы терпеть кривляния какого-то малолетки. Губы она ещё на уроке будет красить, а этот вон в наушниках сидит. Своей гуманностью вы только протереть себе можете что-нибудь! Я 30 лет отработала в школе, и... хоть яйцами закидайте — нет ни одного адекватного способа борьбы с хулиганами на уроке!"
Что самое страшное в этой ситуации, так это то, что никто не мог ей возразить. Учительский коллектив своим молчанием подтвердил страшную правду — учительская гуманность бессильна перед подростковой наглостью.
Выдержав паузу, одна из выступающих привела в пример педагогическую систему Антона Семёновича Макаренко, который успешно боролся с таким явлением, как детская беспризорность и перевоспитал несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии.
Однако и на этот факт коллега ответила так, что учителя начали многозначительно переглядываться:
"Что было в основе его системы? Помните? Трудовое воспитание! А у нас в основе системы 37-ая статья Конституции! Любой труд для них — принуждение. Да и сам Макаренко, помнится, аж три раза ударил воспитанника. "Пощёчина Макаренко" это называется. И давайте не будем сами себе врать: где мы, и где Антон Семёнович? Мы сейчас бесправные объекты. У нас в шатре не бедуины командуют, а верблюды!"
Шутка коллеги немного разрядила атмосферу, и психолог предложила совершенствовать методы своей работы с детьми. После чего все переключились на следующего спикера, тема выступления которого не была столь болезненной.
Однако многих данная ситуация заставила задуматься над своим безвыходным положением. В тех условиях, в которых работают учителя, принятие и понимание нужно, в первую очередь, самим учителям. Как мы можем дать детям то, чего нет у нас самих?
А.С Макаренко писал «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы». Эта цитата относится не только к родителям, но и к учителям. Лишь через собственный опыт обращения к себе можно проанализировать свои стереотипы поведения во взаимоотношениях с учащимися.