Найти тему
По ту сторону книги и театра

"Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла." Прототипы мастера и при чём тут астрология

Оглавление

Вы знали, что Булгаков прямо говорил, что прототипов Воланда не было?

"Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет".
М.А. Булгаков
Воланд. Иллюстрация к роману "Мастер и Маргарита"
Воланд. Иллюстрация к роману "Мастер и Маргарита"

Тем не менее, многие продолжают настаивать. Да это, мол, точно Сталин (подставляйте свой вариант), мало ли что сам писатель говорил. 😉

Про прототипов же других персонажей создатель романа "Мастер и Маргарита" не успел сказать ничего, поэтому литературоведы, критики и просто читатели добросовестно усердствуют в стремлении объявить миру, кто есть кто.

-2

И хотя у главных героев Булгакова, кто бы что не говорил, как правило, не было "чистых" прототипов, версии любопытные. К тому же ничего не мешало писателю награждать своих героев отдельными чертами своих знакомых (и не только). Что он и делал.

О возможных прототипах Маргариты мы уже говорили здесь:

Сегодня начнём разговор о возможных прототипах мастера.

Мастер и Иванушка. Проект Ретроателье
Мастер и Иванушка. Проект Ретроателье

Сам Булгаков

Также, как большинство литературоведов называет прототипом Маргариты последнюю жену Булгакова Елену Сергеевну, в качестве прототипа мастера многие указывают самого Булгакова.

Аргументы "за"

  • Михаил Афанасьевич в романе показал нам Москву литературную. Гонения на мастера, написавшего не пришедшийся ко двору роман. Трудно не увидеть в этих мытарствах литературные мучения самого Булгакова.
  • Хорошо известно, что писатель опасался ареста. В какие-то моменты его страх даже становится манией. В романе мастер попадает в лечебницу, которая нарочита показательна, но читатель понимает, что перед ним тюрьма. Кстати, если брать черновики, то там мастера арестовывают.
  • Булгаков, как и мастер, сжигает роман.
  • Когда Булгаков начинал работу над романом в мае 1929 года ему было 38 лет (как и мастеру).
  • "Топовый" аргумент. Шапочка мастера. У Булгакова такая шапочка была, и у мастера в романе, как мы помним. (Замечу вскользь, что также у них было по две руки и две ноги, чем не аргумент?)
Булгаков в шапочке мастера
Булгаков в шапочке мастера

Аргументы "против"

Мастер в романе сломлен, он отказывается от своего замысла. От романа. От самой жизни. Ничего подобного с Булгаковым не происходило. Он борец. Безумно любил жизнь и хотел жить! Стремился дописать роман любой ценой и взял с Елены Сергеевны клятву, что она сделает всё для его публикации.

Мастер сжигает роман, чтобы отречься от него. Булгаков уничтожает черновик после письма Сталину. Писатель возлагал большие надежды на это письмо, старался быть в нём предельно честным (об этом тоже поговорим отдельно). Булгаков помнил каждое слово из романа (как он говорил Елене Сергеевне), и через некоторое время легко его восстановил.

Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита

Шапочка? Писатель просто обожал вставлять личный опыт (а это не обязательно то, что происходило с ним, это и наблюдения, а зачастую и чужие рассказы) в свои произведения. Деталь с шапочкой просто великолепна. "Представление" главного героя и доказательство того, что он "мастер", даёт прекрасную характеристику мастера.

И это только вершина айсберга, мы пробежались по поверхности. Прототип героя редко основывается исключительно на биографических совпадениях.

Но то, что газетные литературные гонения автобиографичны, сомнений не вызывает.

Николай Васильевич Гоголь

Булгаков очень любил творчество Гоголя. Особенно мистическую составляющую его произведений. Хватило писателям совместной мистики и после смерти, но это тема отдельной статьи.

Помните, как Булгаков описывает мастера, появившегося в палате Иванушки? Как человека

"бритого, темноволосого, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человека примерно лет тридцати восьми"

Никого не напоминает? В таком описании мастера многие увидели Гоголя на портрете Анненкова.

Юрий Анненков, Н.В. Гоголь
Юрий Анненков, Н.В. Гоголь

И уж если кто в первую очередь и ассоциируется с сожжением рукописи, то это Гоголь со вторым томом "Мёртвых душ". История слишком широко известна, чтобы мы на ней подробно останавливались.

Обращенные к мастеру слова Воланда: "А чем же вы будете жить?" тоже связаны с Николаем Васильевичем. Поэт и журналист Николай Некрасов в 1848 году обратился к писателю с подобным утверждением: "Но надобно и на что-то жить".

Юрий Анненков, Н.В. Гоголь
Юрий Анненков, Н.В. Гоголь

Максим Горький (Алексей Пешков)

Первым об этой версии заговорил Альфред Барков. А поэтому именно на его слова я и буду опираться.

Основных доказательств версии два: это само прочтение романа как романа о Горьком, изображающий крах русской культуры после Октябрьской революции (о самой версии подробно поговорим в отдельной статье), и якобы зашифрованная в романе дата смерти Горького.

Давайте ознакомимся с занимательной расшифровкой даты по Баркову.

Горький умер 18 июня 1936 года. 19 числа прощались с телом, 20 состоялись сами похороны. Барков считает, что загадочные слова, которые бормотал Воланд на Патриарших (и воспринимаемые всеми как прелестная деталь) являются "астрологическим заклинанием", точнее, каббалистическим:

"Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь…» – и громко и радостно объявил: – Вам отрежут голову!"
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Максим Горький
Максим Горький

А теперь послушаем А. Баркова:

"В новолуние Луна уходит на три дня – то есть её невозможно увидеть; это устоявшееся словосочетание.
...Во "втором доме" планет – зодиакальном созвездии Тельца – в 1936 году Меркурий находился с середины мая до третьей декады июня. В этот период было два новолуния... Неопределённость устраняется началом фразы Воланда "Раз, два...", из чего можно сделать вывод о необходимости выбора именно второго новолуния, которое имело место 19 июня...
...Мало того, Булгаков задублировал дату ещё и самим упоминанием Меркурия, поскольку в день прощания с телом Горького миллионы людей днём увидели эту планету невооружённым глазом (уникальное астрономическое событие), и тем, что "тьма" в романе пришла в Москву после смерти Мастера, но перед обретением им "покоя". Затмение имело место на следующий после смерти Горького день, но перед погребением его праха, 20 июня."
Альфред Барков
Альфред Барков

18-го, узнав о смерти (а среди московских литераторов это известие распространилось мгновенно), Михаил Светлов пишет стихотворение, которое было опубликовано в «Литературной газете» 19 июня:

"Гроб несут на руках…
Громового салюта раскаты…
И затмению солнца
сопутствует сумрак утраты."

Приводится также много менее "значительных" аргументов, например:

"...Ещё один момент, связанный с маем: в год своей смерти Горький прибыл в Москву из Крыма 27 мая."
А. Барков

Прототипом же Маргариты, по мнению Баркова, была гражданская жена Горького, артистка МХАТ Мария Фёдоровна Андреева. Признанная всеми красавица, она подходила под описание Маргариты.

Мария Фёдоровна Андреева
Мария Фёдоровна Андреева

И это не все возможные прототипы автора. В следующих статьях мы разберём другие прототипы, а также то, почему у Булгакова мастер везде пишется с маленькой буквы? Почему писатель сделал персонаж "нарицательным". Предлагаю пока обсудить первые три версии прототипа мастера. Что показалось вам убедительным, а что притянутым за уши? С нетерпение жду ваших комментариев!

Ваша Есипова Оксана | Для вас мой мистический детектив "Опасная связь" и другие книги на Литрес | ❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️