Найти тему
vadim starostin

Вавилонская башня

Часть вторая (см. часть первая)

«сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» vs «сойдя, смешаем там язык их, да не услышит каждый из них гласа ближнего своего»

Также очень странными кажутся слова Господа: «сойдем и смешаем там язык» (в единственном числе). Ведь, смешать можно то, чего много, и в результате должно получиться нечто усредненно-единое, типа современного эсперанто. А вышло как раз наоборот. Разобраться, о чем идет речь не позволяет даже септуагинта. Все становиться более-менее понятно, если рассмотреть еврейское слово «балал» (смешивать или замешивать), которое в Писании используется еще лишь один раз при описании рецепта приготовления ритуального хлебного всеприношения в практике древних иудеев, которое там же называется и жертвой мирной (Лев. 7.7:11). Получается, Господь как бы замесил язык подобно мучному изделию, приготовляемому для некоего будущего ритуала, смысл которого станет ясен только в христианском преломлении хлеба как тела Христова.

Кстати, в септуагинте и на ЦС после произошедших событий город так и назван - «смешение», а не Вавилон, как это написано в европейских вариантах Библии. И если читающие эту фразу («…дано ему (городу) имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли») на еврейском языке, могут понять, о чем идет речь, так как в слове «Вавилон» видна семантическая основа глагола «балал», то на других языках смысл явно теряется.

Чтобы понять, о «замесе» какого языка идет речь, следует вспомнить, что слово «язык» обозначает не только орган тела, участвующий в произнесении звуков, или лингвистическую систему знаков, но и «народ» как этнографический термин. И если за основу взять такое понимание слова «язык», то становятся более понятны слова: «вот, один род…», говоривший одними устами, и далее: «смешаем язык их», или разделим и смешаем род их.

Если вновь вернуться к истории допотопных людей, то там была похожая картина, когда род праведных и род лукавый смешались, и в результате весь род стал лукавым. В данном случае ситуация повторялась, и на земле вновь не оставалось иного рода, способного слышать ежиный глас, и люди начали поклоняться не Единому Богу, а целому сонму разновеликих божков и идолов.. Апостол Павел так пишет об этом: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1:25). Или св. Феофан Затворник: «так низко пали те, которые в гордости ума дерзнули презреть истинного Бога и заменить Его ложными богами». В результате Бог Сам смешивает уста, и некогда единый человеческий род разделяется на разные язЫки. Появляется то, что с легкой руки того же апостола стали называть язычеством.

Для чего это было сделано, снова объясняет апостол Павел в своей речи на Ареопаге: «От одной крови Он (Бог) произвел весь РОД человеческий для обитания по всему лицу Земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, доколе не смогут Его осязать…». И заканчивающуюся словами: мы и есть род Его» (Деян. 17:26,27).

После утери ведения о Боге Истинном народам было предначертано в буквальном смысле Его искать, но уже врознь, чтобы в итоге буквально дотронуться до Него своими руками (явная отсылка к идее Бога, воплощённого в человеческом теле). И как мы знаем, именно из числа язычников в дальнейшем будет наполняться новая Церковь Христова уже как единый род, где, повторим, уже не будет ни римлянина, ни иудея. Об этом будущем соединении людей во вновь единый род пророчески пел и псалмопевец Давид: «… благословятся в Нем (в Боге) вся колена земная, вси языцы ублажат Его» (Пс. 71). Или: «Все народы, Тобой сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Пс. 85.9).

Но для того, чтобы это соединение свершилось, Богу предстояло сделать очень многое. И именно описанию этого делания подчинена логика дальнейшего повествования всех последующих сюжетов книги «Бытие» и других книг Ветхого завета. И главной целью первого этапа стало – создание нового рода, который будет содержать в себе Церковь истинного Бога. Через этот род сможет прийти на землю Сам Бог и совершить миссию спасения всех людей. Поэтому бытоописатель сначала рассказывает нам родословия сынов Иафета и Хама, затем переходит к нарративу о ВБ, и только потом описывает родословие сынов Сима, от потомков которого сможет родиться тот самый новый род. Из него произрастут великие еврейские праведники и пророки, а также земные предки будущего Спасителя и в итоге от девы из колена Давидова - Сам Спаситель. А далее нам крайне подробно рассказывается о жизни отца всех будущих верующих в Единого Бога - пророка Авраама, который, следуя Божьему повелению, сначала оставит землю Ура халдейского (т.е. именно того места, где когда-то и зародились первые признаки вавилонского богоотступничества, а ко времени жизни Авраама этот процесс уже полностью проявился), а его потомки получат в наследие землю ханаанскую (Быт. 11:31 и 12:5), то есть именно ту, что принадлежала сыну Хама Ханаану.

Об этой же последовательности можно прочитать в книге пророка Ездры, где архангел Уриил, объясняет произошедшее ранее: «когда начали размножаться обитающие на земле….начали предаваться нечестию более, нежели прежде (до потопа). Когда начали делать пред Тобою (Богом) беззаконие, Ты избрал Себе мужа, которому имя Авраам» (3Ездр. 3. 12:13).

Этому же единому замыслу будут подчинены и все следующие книги Ветхого Завета, где вся история Божьего народа будет проходить на фоне его постоянного (чаще неудачного) противостояния вавилонскому духу, обозначенному в библейской символике поклонением идолам Ваала (Баала) и Астарты (главных богов шумерского пантеона), от поклонения которым его будут предостерегать все пророки, одновременно подготавливая народ Израиля к встрече своего Мессии. Несмотря на это, израильский народ будет часто сам уклоняться от своего главного предназначения (быть народом Божьим), уподобляясь первым вавилонским язычникам, и в «нужный» момент откажется от своего Спасителя, предав его на смерть в руки язычников.

По иронии истории (лучше сказать, по законам Божественной педагогики) через тысячи лет после описанных в рассказе событий за свое очередное богоотступничество израильский народ сам попадет именно в «вавилонский» плен. Причем, это произойдет в то же самое время, когда там будет достраиваться реальная башня из кирпича и смолы. И пророк Иезекииль именно тогда произнесет слова Господа: «Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чуждыми для Меня» (Иез. 14.5). Такими же чуждыми когда-то для Бога стали и первые вавилонские столпотворители.

«они двинулись с востока» vs «И когда они ушли от востока»

Зачем читателю сообщается такая географическая подробность?

Если посмотреть на карту, то можно увидеть примерный путь все более умножающегося по численности рода людей от Араратских гор, где некогда остановился ковчег спасения (Быт. 8:4), до той самой долины Сенаар (территория современного Ирака). Убедимся, что долгое время путники двигались через горные массивы нынешних Ирана и Турции, и только спустившись ниже, дошли до пределов так называемой месопотамской низменности, омываемой реками с райскими названиями Тигр и Евфрат. Но, как ни странно, направление это было не с востока на запад, а строго с севера на юг. И это не ошибка бытоописателя. Поэтому мы, вероятно, не ошибемся, если скажем, что речь в рассказе идет не о географическом маршруте.

Наши предки относились к восприятию сторон света иначе, чем мы сегодня. Это только в нашем секуляризованном обществе термин – ориентация (от лат. oriēns – восток) понимается лишь как географическое понятие, отражающее способ определения своего местонахождения, исходя из точки восхода солнца на горизонте.

Раньше кроме прикладного значения каждая сторона имела свой сакральный, мистический смысл, также как и направления: прямо, направо, налево и назад. В библейской символике восток часто являлся синоним Самого Бога как Начала всего.

Соответственно запад (или «назад») – противоположная сторона, сторона лукавого. Приоритетности того или иного направления подчинялась все культовые (ритуальные и церемониальные) традиции народов. От этого зависело расположение храмов, входов в них, внутренних алтарей, погребальных ритуалов и т.д.

Первый раз в Писании термин «восток» встречается, когда говорится о создании рая: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого сотворил» (Быт. 2.8). (Это предложение вполне согласуется, и септуагантой, и ЦС Библией). И от этого расположения рая (или Едема) в дальнейшем будет определяться направление духовного движения тех или иных действующих лиц. (Синодальные варианты на время предлагаю отложить в сторону, чтобы не усложнять и без того трудные места). Так, на ЦС об изгнании Адама сказано: «Изрини (БОГ) Адама и всели прямо рая» (Быт. 3:24). И, как ни странно, то же самое наречие использовано при описании ухода Каина от лица Бога: «Каин изыде и вселися прямо Едему» (Быт. 4:16).

Учитывая, что рай находился в Едеме, то получается, что и изгнанный Адам, и ушедший об Бога Каин, в итоге оказались в одном месте?

Тут на помощь приходит септуагинта. В ней сказано более понятно. Адам был вселен прямо раю (апенанти - ἀπέναντι), рядом с раем, лицом к раю. Каин же поселился – против рая (катенанти - κατέναντί), т.е. на противоположной стороне от Едема. Иначе говоря - на западе от рая.

Что касается первой фразы о рае, насажденном Богом на востоке, то там стоит греческое слово «анатоль» (ἀνατολή), которое переводится - «на востоке». То же самое наречие (ἀνατολή) использовано при указании направления ушедших от востока «строителей».

Кажется, для того чтобы лучше понять, от какого востока и куда ушли будущие «строители», в десятой главе «Бытия» рассказывается история о разделении путей будущего отца всех верующих Авраама и его племянника Лота, который оставляя праведника, также «пошел от востока» (ἀπό ἀνατολή), соблазнившись райской красотой раскинувшейся перед ним окрестности городов Содома и Гоморры. И это сравнение с раем не фигура речи, но прямая отсылка к сказанному о первозданном рае. Это подчеркивается особо указанием на то, что эта местность показалась ему (Лоту), как «Сад Господень, орошавшийся водою» (Быт. 13.10). (В септуагинте и на ЦС - «орошаемый, как рай Бога» и «напаяемый, как рай Божий»). А ведь то же самое, почти дословно, говорилось и о первозданном рае: «Из Едема выходила река для орошения рая», и разделяемая на четыре рукова (Быт. 2.10).

Таким образом, движение от востока на запад очевидно означает ни что иное, как выбор духовного пути, противоположного замыслу Бога о человеке, к горделивой идее самому здесь, на земле создать свой собственный рай.

«И сказали они: построим себе город и башню и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли …» vs «И сказал человек ближнему своему: прейдите, воздвигнем город и столп, верх которого достигнет неба. И сотворим себе имя прежде, чем нам придется рассеяться по лицу всей земли»

Из этих слов мы узнаем об основных намерениях вавилонский строителей. То, что им предстоит разойтись по всей планете, они знали заранее. И даже Сам Бог им в этом препятствовать не будет в соответствии с Его же благословением, данным сначала Адаму: «…размножайтесь и наследуйте землю» (Быт. 1:28) и повторенным Ною повелением распространяться по Земле (Быт. 9:7). Но до рассеяния они вознамерились совершить еще три деяния. Главными из которых были вовсе не основание некоего населенного пункта и возведение там немыслимой «башни», а «сделать себе имя». Именно последнее являлось их основной целью, а «строительные» планы должны были лишь обеспечить достижение финального замысла.

Начнем с «города», строительство которого обычно выпадает из внимания на фоне затеи с грандиозной «башней». А ведь желание построить город было не менее важным, чем попытка возвести первый небоскреб. Ибо сказано: «… и сошел Господь посмотреть город и башню… и они перестали строить город и башню». Причем, именно город, а вовсе не башня получил название Вавилон.

Город – это еще одна очевидная отсылка к устойчивому библейскому образу. Так, именно строительство города было первым деянием Каина после ухода от Бога (Быт. 4:17). Тот, первый на земле город был назван по имени сына Каина Еноха (Быт. 4:17).

В библейском понимании термин «город» отличается от нашего, сегодняшнего. Этимологически «город» происходит от понятия «огороженное место», «городище», которое защищает его жителей от врагов с помощью, допустим, частокола, каменных или кирпичных стен и т.д. А Каину, как он уверял самого себя, было кого бояться: «кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4:14).

Но, как мы знаем, первая цивилизация жителей города – каинитов и их потомков погибла не от рук злых иноплеменников, а от собственного зла. И не случайно, что как бы в противопоставление их богопротивным деяниям на Земле остался лишь праведный Ной, от которого продолжилась история человечества. О спасшемся праведнике как раз сказано, что он стал «возделывателем земли» (Быт. 9:20), который должен был восстановить прежнее бытие первых сынов Божьих, которые должны были именно «возделывать землю» (Быт. 2.5). Иными словами, «житель города» и «возделыватель земли» в библейской символике как бы представляют собой духовную контрапозицию.

Ответ на такую специфику также дается в Писании. Так, Господь говорит Каинуа (и его духовным потомкам): «когда ты будешь возделывать землю, она не станет давать тебе силы своей» (Быт.4:12). Поэтому не случайно, что именно среди будущих поколений Каина мы встречаем первых горожан-ремесленников: кузнецов, создателей музыкальных инструментов и т.д. И, вероятно, не ошибемся, если назовем «строителей» долины Сенаар еще и первыми купцами и посредниками на рынке труда и т.д. Ближе к нашему времени они также будут именоваться пролетариями.

В Библии есть другие примеры духовной противопоставления «горожан» по отношению к «живущим на земле». Например, в той же истории об Аврааме не случайно говорится, что он, выйдя из Ура Халдейского (Сенаара), «стал жить на земле …, а Лот (его племянник) … в городах окрестности … Содома» (Быт. 13:12). Можно сказать, что на языке Писания в желании создать город (или жить в городе) мы снова видим все то же стремление скрыться от своего Творца («от лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4.14)) и самому, своими силами воссоздать первозданный рай.

Таким образом, в библейских текстах упоминание города является устойчивым символом обитания людей, оторванных от работы на земле, но главное, забывших или забывающих своего Творца, и уверенных, что только в городе они вновь обретут счастливую и беззаботную жизнь.

Теперь о «башне». Это, несомненно, самая впечатляющая деталь во всем повествовании, более других будоражащее воображение читателей.

На рубеже последних веков на просторах интернета и в СМИ появлялось много сообщений о якобы найденном на территории Ирака остове той самой башни. Писали даже, что сам Саддам Хусейн якобы намеревался-таки возобновить её строительств. И, мол, если бы не вмешательство американцев (видимо выполнявших тогда роль Господа), то наверняка сделал бы это. Но в Писании сказано однозначно: «И рассеял их Господь... и они перестали строить город и башню».

Для нас важно другое. Были ли вообще у кого-то в описываемые времена планы строить нечто высотою до неба? Можно уверенно сказать, что никакой башни в виде реального архитектурного небоскреба и быть не могло. И не только потому, что подобная затея выглядит даже более бессмысленной, чем намерение малообразованного генсека КПСС Никиты С. Хрущева доказать истинность атеистического мировоззрения тем фактом, что Ю. Гагарин при полете в космос не видел сидящего на облаках (сиречь - на небе) Бога.

На еврейском языке привычная нам «башня» названа «мекдал» (нечто огромное, великое). В септуагинте - πύργος», также означающее «основу», «оплот» или «опору». В ЦС Библии использовано слово «столп», которое кроме перечисленных понятий также может означать и «колонна, подпирающая крышу».

Но, кажется, пока это не сильно приближает нас к пониманию сути дела. Вероятно, вся путаница происходит из-за разности в переводах не только этого термина, а всей фразы. По мнению выдающегося богослова и переводчика Е.А.Авдеенко, с древне-еврейского эту фразу правильнее перевести так: «построим себе город и башню (столп), начало (основание) которой в небе».

В этом случае желание достичь «неба» указывает не на попытку «строителей» добраться до облачных высот. Ведь «небо» (или «небеса») на библейском языке это вовсе не стратосфера или облака, где якобы обитает Бог. В первой строчке книги «Бытие», где говорится о первом акте Божьего творения, «небо и земля», которые появились в начале (Быт. 1:1), подразумевают не нашу планету и покрывающую её воздушную оболочку, а все божье творение, состоящее из двух частей: «неба» как мира духовных сущностей и божьих установлений; и «земли» как всего материального, видимого мира, причины которого (включая и физические законы материального мира) находятся за его пределами.

Само понятия «начала» отсылает читающего к первым словам книги «Бытие»: «В начале сотворил Бог…». На еврейском языке эти слова звучат: «Берешит (Брейшит) бара Э-ло-хим…», что непереводимо на другие языки, т.к. глагол «бара» стоит в единственном числе, а «Э-ло-хим» во множественном (боги). (Если переводить дословно - «в начале боги сотворил»). На иврите название первой книги взято от первого слова «Брейшит» или дословно - «Начала». Иными словами, построить «башню», начало которой в небе, означает - постичь небесные начала как основы видимого мироздания (и благодаря этому вновь своими силами дерзнуть «стать как боги»).

(По иронии провидения именно «Началами» названы самые знаменитые в истории науки труды Евклида (IV век до Р.Х) по математике и Ньютона (XVII век н.э.) по математике и небесной механике).

При таком прочтении в рассказе о «ВБ» все более или менее становится на свои места. Исчезают идиоты-строители, задумавшие соорудить непосильное, и читатель приближается к пониманию необходимость божьего вмешательства. Ведь не кирпичные «город» и «башня» так «встревожили» Бога.

«они»

Пора ответить на вопрос, кто же были эти вавилонские единомышленники, названные в Писании невнятным местоимением «они»?

Чаше всего в литературе (в том числе и православной), касающейся темы «ВБ», можно встретить мнение, что башня строилась при внуке Ноя Нимроде, среди владений которого действительно упоминается Вавилон (Быт. 10:10). Это мнение не разделял упоминаемый ранее Е.А.Авдеенко, полагавший, что описываемые в рассказе события происходили намного позже его царствования. Но, кажется, обе этих версии ошибочны.

Сам рассказ о «ВБ» обрамлен очень подробными родословными списками имен потомков Ноя, положивших начала всем будущим народам. И сам факт того, что бытоописатель не называет никакую конкретную общность, к которой бы принадлежали «строители», может означать, что в момент происходившего все люди представляли собой еще не разделившийся род, о чем свидетельствуют слова Самого Господа: «вот единый род». Но несколько иную картину мы находим в книге Ездры, где архангел Уриил говорит о потомках Ноя: «когда (после потопа) начали размножаться обитающие на земле, и умножились сыны и народы и поколения многие, и опять начали предаваться нечестию, более, нежели прежние» (3Ездр. 3:12). Но это кажущееся противоречие легко объясняется тем, что, несмотря на формальное разделение на язЫки, сами люди в глазах Бога продолжали оставаться единым родом, сплоченным в едином энтузиазме – сотворить себе иное имя.

Для того чтобы объяснить, с чего все началось пока потомки Ноя шли по пути «от востока», и как они могли потерять свое имя, в 9-й главе книги «Бытие» рассказывается история очередного и первого после потопа грехопадения. Это эпизод, сообщающий нам о проступке одного из сыновей Ноя – Хама, увидевшего наготу отца и рассказавшего «об этом вовне» (Быт. 9:22). И за это, казалось бы, невинное деяние Ной прорек проклятие (не проклял!) не самому Хаму, а его сыну - Ханаану, что стало прологом к событиям в Сенааре и ко всей дальнейшей истории людей.

По учению святых отцов, этот поступок Хама впервые в Библии дает пример нарушения заповеди, которая при Моисее будет оформлена письменно: «чти отца твоего и матерь твою, да будет тебе благо» (Исх. 20:12) или: «иже кто злословит отца своего или матерь свою, смертью да умрет (Исх. 21:16); «… не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца» (Сирах 3:10). По словам святителя Иоанна Златоустого, Хам не только разгласил о наготе отца, подвергнув его тем самым посмеянию и поруганию, но хотел и братьев своих увлечь и сделать сообщниками в своей дерзости.

В результате такого «хамского» непочтения к отцу был сделан первый шаг к утрате «сыновства» и как следствие, к потере имени. Кроме того, по мнению святителя, Ной был не только отцом Хама, но и единственным на тот момент священником на Земле, приносившим жертву Богу от всех людей и за всех людей, говоря современным языком – первосвященником. (В дальнейшем хамская традиция осмеивать первосвященника (партиарха) навсегда войдет в практику всех богоборцев и противников Церкви).

При этом важно, что, став фактически отцом всех будущих поколений и патриархом своего народа, Ной не дерзнул назвать себя новым Адамом. И первое, что он сделал после выхода из ковчега – принес достойную жертву Богу (Быт. 8:21), означавшую признание того, что смерть, вошедшая в природу Адама после грехопадения, не побеждена. Та жертва в Библии названа «всеприношением» (в тексте – «всесожжением») и «благоуханной» для Бога (Быт. 2:20). В дальнейшем этот же ритуал будут предписано соблюдать всем священникам Израиля. В книге Левит такая жертва также будет названа «благоуханием, приятным Господу» (Левит 1:9). От такой жертвы будет запрещено вкушать, и она будет приноситься целиком путем сжигания на алтаре. Окончательный смысл таинства станет ясен только в голгофском распятии, когда воплощенный Бог принесет всего Себя в жертву за грехи человечества, и уже действительно как Новый Адам победит смерть (1 Кор. 15:47) .

И именно этого события должны были дожидаться все люди, «призывая Имя Господне ради своего спасения» (Рим. 10:13).

Но вместо этого «они» решили сотворить новое имя.

«…и сделаем себе имя» vs «…и сотворим себе имя»

Без ответа на вопрос, о каком имени идет речь, невозможно понять и дерзость замысла «строителей».

Первое имя, которое мы встречаем в Библии, это имя самого человека – Адам, которое используется не как имя собственное, а как человека вообще. Причем, при первом упоминании Адам-человек представляет собой одновременно, и мужчину, и женщину (Быт. 1:27). В Библии не упоминаются собственные имена других обитателей рая. Все имена потомкам Адама и Евы будут даваться уже после изгнания из рая прародителей. И даже жена Адама Ева получит свое собственное имя только после грехопадения (Быт. 2:23). До этого она именовалась просто - «жена» (по евр. - иша) и как помощник Адама-мужа (иш). Иными словами, до этого они действительно были «одной плотью» (Быт. 2:24) одного Адама.

И только после грехопадения в человеческом роде произошло некое существенное изменение, и человек при рождении стал приобретать дополнительное имя, имя собственное, отличающее его от ему подобных.

Как уже говорилось, в первых главах книги «Бытие» подробно описаны родословные списки имен (по евр. толдоты): сначала сынов Божьих и сынов человеческих, а затем потомков сыновей Ноя. В иудейской литературе существует огромное количество размышлений и трактовок подобным толдотам. И это кажется естественным, так как чистота крови – очень важный элемент еврейского мироощущения. И, наоборот, в православных святоотеческих источниках этой теме уделяется второстепенное внимание. В них акцентируется мысль о родстве всех людей через преемство плоти первого человека Адама.

В Новом Завете эта идея еще более усиливается. Евангелист Лука так заканчивает родословие Иисуса: «…Еносов, Сифов, Адамов, Божий». (Лук. 3:38). Это, очевидно, говорит, что в начале всех живущих на земле людей стоит не просто первый человек-Адам, а Сам Творец, Который как Отец по Своему Образу сотворил человека (Быт. 1:27). Таким образом, идея «сделать себе новое имя» может выражаться в отказе от имени «человек» и отречении от своего Творца.

Сейчас трудно себе представить, как это могло выглядеть в среде «строителей», если бы Господь не приостановил начатое. Но зато современный человек (строитель нового Вавилона) часто почти не сомневается в том, что свою природу он получил от неких обезьяноподобных предков-гоменидов, некогда выбившихся из среды более глупых приматов. Наш современник, порабощенный ЗАПАДными «учениями», часто искренне убежден, что не Бог стоит в основе его бытия, а слепая игра природы в виде неких естественных эволюционных процессов, познав которые, возможно будет преодолеть и свою физиологическую ограниченность, до сих пор обреченно заканчивающуюся умиранием любого организма. В наше время эта идея получит свою буквальную инкарнацию в виде, например, такой модной научно-философской концепции как трансгуманизм (от лат. «сквозь» «человека»), пытающуюся благодаря научным достижениям улучшить природу человека, и в результате избавить его не только от многих болезней, но даже от старения и смерти.

Но вряд ли в головах первых «строителей» ВБ мог зародиться столь радикальный план изменения природы человека, и, очевидно, в начале речь шла еще о каком-то имени, которое энтузиасты вавилонской затеи решили заменить. И это Имя Самого Бога.

Тема этого Имени – одна из центральных не только в Писании, но и верованиях любого народа, так как перед верующим всегда стоит вопрос: кому кланяться, кого почитать и кому приносить жертвы?

О том, что допотопное человечество к концу своей истории отказалось от почитания истинного Бога мы знаем из слов Самого Господа, прореченных Им незадолго до потопа: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками…» (Быт. 6:3). И, несмотря на то, что праведный Ной некогда смог восстановить связь человека и своего Творца, принеся Ему благоуханную жертву, из рассказа о ВБ мы узнаем, что спустя какое-то время в среде единого человеческого рода вновь началась очередная апостасия, которая не могла не привести к своему логическому завершению, когда на место Бога-Творца очень быстро пришла бы Его лживая «пародия», и весь человеческий род поклонился бы лжецу как истинному Богу. И все это произошло бы до того, как на землю смог прийти Тот, Кто поразит голову змия и победит смерть, и о Котором будет сказано: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено…» (Фил. 8:11).

. Продолжение. Часть третья