Всем привет!
«Рот совершенно удовлетворенного человека наполнен пивом». (Из древнеегипетской надписи, датируемой примерно 2200 г. до н.э.)
Судя по читательской реакции, многие заинтересовались историей Египта дофараонских времён, разкрывающейся благодаря польской археологической экспедиции. Очень много интересного материала, так что я даже в некоей подвешенности, ибо сложно решить, о чём и в какой последовательности выкладывать информацию :о) В одну-две статьи уложиться не получается. А поскольку нынче тяпница, да и ночь грядущая традиционно рождественская, поговорим о хорошей жизни древнеегипетской :о) Начало здесь
Жизнь в бронзовом веке, или город, из-за которого ныне переписывается история Египта
Но, в первых строках тех, кто впервые на моём канале, приглашаю ознакомиться с особенности моего русского языка, ибо в тексте встречаются слова с преднамеренными "ашипками". Все замечания по поводу грамотности - относите туда.
Кратко о предыдущем материале
Как выяснилось за несколько лет разкопок, три неприметных холма в Телль-эль-Фарча являются одним из важнейших археологических памятников на земле фараонов. Под слоями земли польские археологи нашли произведения искусства, мастабу (древнейшую из обнаруженных), которой в то время (по предыдущим представлениям египтологов) не должно было существовать, гигантские постройки, неизвестные в других частях Египта, и старейшую в мире пивоварню. Остатки древнего городища в дельте Нила (Нижний Египет) не несут следов завоевания местного населения пришельцами с юга. Приход их был мирным, а объединение двух частей произходило без ярковыраженного насилия, что опровергает существовавшую до последнего времени версию завоевания Нижнего Египта Верхним, сюжет, якобы, которого изображён на палетте Нармера (изображена в центре под шкалой времени).
Археологический объект представляет собой три кома - Западный, Центральный и Восточный (kom - это по-арабски, другое название - телль).
Первым из трёх холмов разкрыл свои тайны участок, разположенный в западной части городища, - Западный ком. Внутри кома археологи обнаружили крупные жилые строения, доселе неизвестные в Египте. Под ними ждал ещё больший сюрприз: старейший в мире пивоваренный центр. В предыдущей статье я упоминала, что пивоварен было найдено 5, но, оказалось, что нашли 6. Они возводились одна за другой (последовательно). Были найдены специальные очаги для варки и подогрева, необходимых в процессе ферментации, сложенные из кирпичей особой формы. Были найдены котлы из глины, в коих пиво находилось над източниками тепла. Эти чаны позволили определить объёмы получаемой продукции. Технология производства пива была такой же, как в Иераконполисе (территория Верхнего Египта).
Команда учёных (среди которых были не только археологи, но и геологи, геофизики, палеозоологи, палеоботаники...) была несказанно счастлива, потому что во время производства пиво, вероятно, дважды выкипело и, таким образом, стало минерализованным. А ещё проходящая ферментацию масса один раз сгорела. Изследуя сии драгоценные остатки, учёные смогли возсоздать состав напитка. Оказывается, пиво было полезнее воды из Нила и очень калорийно. К нему древние египтяне относились как к повседневному, доступному широким народным массам густому напитку с низким содержанием алкоголя (1,5-2,5%). Чтобы остался осадок кремнезёа, на который не упустили возможность обратить внимание представители науки, в пиво, должно быть, было добавлено ещё что-то. Палеоботанические изследования пива из Телль-эль-Фар-ча были проведены Люсиной Кубяк-Мартенс и Ежи Й. Лангером. Они обнаружили, что смесь, найденная в чанах, была приготовлена из двух различных порций зерна (пшеницы и ячменя грубого помола). Первую порцию нагревали до высокой температуры и смешивали со свежей порцией (т.е. проводился достаточно сложный двухстадийный процесс производства пива). Ферментация длилась две недели. Злаки придавали пиву слегка терпкий вкус, который смягчался солодом из клубней папируса.
- В Телль-эль-Фарча проживало несколько сотен человек, и мы нашли здесь целых шесть пивоварен, - говорит проф. Кшиштоф М. Чалович. "Наши выводы полностью противоречат прежним представлениям о том, что жители Дельты находились на низком уровне экономического и экономического развития. Напротив! Мы подсчитали, что за один процесс брожения получалось 8-12 чанов пива по 40 литров каждая, что в сумме составляет около 400-500 литров. Его нельзя было хранить, поэтому я стал интересоваться, что с ним делают. Мне показалось логичным, что их (сотни литров) тоже куда-то возили, и максимум на 100 км. Но эти предположения подтвердятся, когда кто-то найдёт подобное поселение. В Телль-эль-Фарча мы также обнаружили останки осла, животного, которое изпользовалось изключительно для перевозки грузов. Отсюда можно предположить, что жители поселения в это время уже занимались торговлей. Пивоварня, затопленная и разрушенная Нилом, несколько раз перестраивалась. Она служила жителям около 300 лет. Благодаря ей Телль-эль-Фарча, вероятно, стала привлекательной остановкой на торговом пути на восток."
И тут мы плавно въезжаем в тему "Жить хорошо!" :о)))
Из материалов по Иераконполису:
"Пиво, основной продукт питания в Древнем Египте, представляло собой как простое, так и священное блюдо. Это был паёк для призванных солдат и рабочих, награда для привилегированных вассалов и важное подношение богам. Но на вид и на вкус оно было совершенно иным, чем продукт в сегодняшнем баре на углу или на продуктовой полке. В Древнем Египте был неизвестен хмель, придающий современному пиву его характерный горьковатый вкус. Древнее пиво было более сладким, мягче вкусом и, как правило, нефильтрованным. Оно больше напоминало бы жидкую кашу, чем то, что большинство современных потребителей признало бы пивом. Но некоторые нынешние египтяне признали бы древний напиток чем-то таким же, как современный народный напиток под названием буза. Этнографы наблюдали за процессом изготовления бузы, и описания довольно точно соответствуют последовательности этапов, предложенной многочисленными изображениями на древних гробницах и в моделях гробниц Среднего царства.
Пророщенное зерно или солод замачивают в воде, в которую можно добавить долю предыдущей партии бузы, чтобы получить дрожжи. Пшеница и ячмень изпользуются в Египте в настоящее время, как и в древности, хотя древний сорт пшеницы - эммер (по-другому - двузернянка, полба или полуполба) сегодня в Египте не выращивают. Настой подогревают и в течение нескольких часов выдерживают при тёплой температуре, а затем оставляют для брожения на срок до нескольких дней. При этом тщательно следят за температурой. Если слишком жарко, - ферментирующие микробы погибают; при недостаточности тепла необходимые для процесса дрожжи и ферменты работают слишком медленно. Иногда для аромата или в качестве консервантов добавляют фрукты и различные травы (они выполняют функцию хмеля в еврпейском пиве). Добавленные фрукты повышают содержание сахара, что само по себе ускоряет ферментацию. Пиво, похожее на бузу, более питательно, чем хлеб, приготовленный из такого же количества зерна."
Учёные изследовали остатки пивной продукции, найденные в сосудах, и определили, что древнеегипетское пивоварение было основано на двухкомпонентном методе. Он который включал смешивание двух партий ингредиентов: одной из грубо измельчённого зерна или солода и другой из хорошо прожаренного зерна. Данные изследования иераконпольского пива не подтвердили изпользование хлеба для приготовления пива (раньше предполагалось, что египтяне пекли особенный хлеб, который крошился в сусло для добавления дрожжей).
Температура приготовления напитка была не очень высокой, лучше всего напоминающей затирание (<70 °C). Для удаления шелухи злаков из сусла применялась фильтрация. Полученный напиток, скорее всего, был мутным сладким напитком с низким содержанием алкоголя. Сбор крахмала из сосудов, связанных с пивом, показывает два разных набора ингредиентов для пивоварения. Додинастическое пиво в основном производилось из пшеницы, ячменя и, возможно, паникоидной травы (семейство трав, в которое входят кукуруза, сорго, просо, сахарный тростник). Интересно, что анализ двух фрагментов пивных кувшинов показал, что во времена Второй династии в пиво добавлялись бобовые и клубни. Разнообразие ингредиентов для пивоварения, вероятно, было связано с изменением способов производства продуктов питания в раннединастический период. Тогда появились новые методы ведения сельского хозяйства, такие как совмещение бобовых культур с зерновыми культурами, бассейновое орошение и специальные методы сбора урожая, которые обезпечили регион реки Нил более разнообразной растительной пищей. Добавлять бобовые и корнеплоды пивовары могли в качестве крахмалистых добавок для увеличения сбраживаемых сахаров и аромата, что делало пиво смесью из нескольких ингредиентов.
Вообще, с производством пива связано много изменений и в других областях жизни и производства Древнего Египта. Так, например, появилась и стала традиционной форма пивных сосудов, причём, те, что были предназначены для хранения, отличались не только размерами, но и формой от тех, из которых пиво непосредственно пили. Существовало развитое, почти крупномасштабное керамическое производство обоих типов сосудов, и дело это было государственным.
Абидос
Как оказалось, в последние годы активно велись разкопки пивоваренного заводика в погребальном комплексе Абидоса - первом погребальном центре первых фараонов Древнего Египта. Я не случайно назвала пивоваренный комплекс заводиком, ибо масштабы производства пива почти равны современным - по сведениям отсюда, за один раз производилось более 22 000 литров пива.
Эта пивоварня возходит к позднему додинастическому или раннему династическому периоду около 3100–2900 гг. до н.э., когда Египет только начинал формироваться в государство.
Из интервью:
Matthew Douglas Adams (кандидат наук Пенсильванского университета, один из руководителей археологических разкопок в Абидосе):
"Судя по нескольким крупным памятникам середины четвёртого тысячелетия до нашей эры, где были разкопаны пивоварни, - Иераконполису в Южном Египте и Телль-эль-Фархе в дельте Нила, - производство пива за пределами домашнего хозяйства было тесно связано с появлением элиты, которая для укрепления своего положения в обществе могла изпользовать пиво на пирах или в других ритуальных контекстах. В обоих случаях примечательной особенностью является масштаб производства, который варьировался от нескольких сотен до, возможно, тысячи литров на партию - оба случая значительно превышают масштабы домашнего хозяйства.
По крайней мере, начиная с середины третьего тысячелетия, египетские поселения содержат многочисленные свидетельства рутинного домашнего производства пива, наряду с домашним хлебопечением. Изходя только из этого, мы можем быть уверены, что пиво было стандартной частью египетского рациона. Эти два вида деятельности, выпечка и пивоварение, были тесно связаны как практически, так и концептуально. В погребальных контекстах эти два вида деятельности обычно изображаются вместе, что отражает общую реальность жизни в быту. Хлеб и пиво также обычно ассоциируются в ритуальных контекстах, когда пищевые подношения преподносятся умершему человеку или божеству в его/её храме. Они возпринимались как самые основные продукты питания: с хлебом и пивом можно было жить. Также они встречаются вместе в сохранившихся письменных документах, касающихся выплаты заработной платы. Рабочие, занятые на государственных проектах, или солдаты в крепостях, охранявшие границы или территориальные владения Египта, получали зарплату, помимо прочего, хлебом и пивом...
- Какая рабочая сила использовалась для такого производства пива?
Это сложный вопрос. Каждая отдельная конструкция пивоварни содержала примерно 40 резервуаров для чанов, и я сомневаюсь, что у каждого отдельного чана был свой пивовар. При этом, с другой стороны, было бы, вероятно, совершенно неэффективно с точки зрения времени иметь только одного или двух человек, ответственных за заполнение чанов, заправку топливом и запуск конструкций, а затем опорожнение чанов. В конце концов, каждый чан был объёмом около 70 литров.
Реальность, вероятно, находится где-то между этими двумя крайностями. Где именно, сказать невозможно. Разумная оценка может быть восемь, то есть пять чанов на человека. С восемью задействованными структурами мы получаем 64 «пивовара». Однако, помимо них, будут также дополнительные люди, которые принесут необходимые запасы зерна и воды, а также глиняные кувшины, в которые будет выливаться готовый продукт. Транспорт туда и обратно мог также включать значительное количество ослов. В общем, когда пивоварня работала, это было очень оживленное место, где находилось, вероятно, более 100 человек, а также несколько животных.
... Одни только производственные мощности, конечно, поразительны для этого раннего периода, но если смотреть глубже, очень значительны более широкие последствия для понимания раннего египетского государства. С контролем ресурсов появилась также возможность мобилизовать рабочую силу в невиданных ранее масштабах и поддерживать специализированное производство различных видов."
Для чего был нужен диск Сабу?
К теме производства пива неожиданно подключились японцы с интересным предположением на счёт предназначения трёхлопастного диска, а также бассейнов в храме Солнца.
Этот самый загадочный диск был извлечён из мастабы принца Сабу в 1936 году. Диск обладает центральной втулкой и тремя плавно изогнутыми "лепестками". Его размеры: толщина - 1 см, высота в области втулки - 10.6 см, диаметр - 61 см. Вещица, можно сказать, довольно масштабная и "тонкостенная" для того материала, из коего он был вырезан, - довольно нежной, хрупкой породы - алевролита. Если этот предмет и был предназначен для какой-либо работы в качестве инструмента, то явно для применения в "мягкой" среде, которой, по предположению японцев является среда жидкая. К такой можно отнести, например, смесь зерна с водой, которая создаётся в процессе варки пива. Конечно, японцы не предположили, что сам диск Сабу когда-либо трудился на производстве, по их версии он относится к вотивному приношению, на что может указывать находка его в гробнице принца. Но их заинтересовала возможность применения столь интригующей формы для перемешивания смеси зерна и горячей воды в довольно большом заторном чане. И, поскольку почти все другие вотивные предметы, (каменные или глиняные сосуды, кремневые или медные орудия, ящики из слоновой кости, кости двух волов и стрелы) были как-то связаны с "едой", посвящённой загробной жизни Сабу, то японцы посчитали вполне естественным предположение, что Диск предназначался для пива. Ибо для древнего египтянина оно было одной из основных «пищ», столь же важным, как и хлеб. Стало быть, необходимой вещью для загробной жизни.
Затирание - термин пивоваров, обозначающий приготовление сусла из солода. Затирание может вестись с подогревом или без него. Для затирания в «большом» чане голые руки были бы неэффективны и не могли бы изпользоваться в случае затирания с подогревом. Таким образом, по мысли японцев, становятся необходимыми "грабли" для затора. В домашнем пивоварении эта штука называется лопаткой, делается из дерева, на лопасти несколько отверстий, с её помощью перемешивается сусло для лучшего смачивания зерна и более полного выхода крахмалов в жидкость.
Второй предпосылкой для рождения идеи послужил... серый цвет диска, отличительный от цвета сусла, чего нельзя сказать о медных или бронзовых граблях. Видимо, по цвету сусла египтяне были способны определять его качество на глаз.
Как пишут авторы статьи, в идеале смешивание зерна с горячей водой должно быть плавным, без образования вихрей или пузырьков, обезпечивая однородное затворение с равномерным разпределением температуры. Форма диска обезпечивает при движении его в жидкости возникновение эффекта Коанда. Это явление в гидравлике было подмечено и описано румынским изобретателем Анри Коанда, как "тенденцию струи жидкости, выходящей из отверстия, следовать за соседней плоской или изогнутой поверхностью и увлекать жидкость из окружающей среды, так что развивается область более низкого давления".
В общем, японцы проверили, генерируется ли сей эффект, если применять грабли, имеющие форму диска Сабо, а также в случае применения граблей, имеющих форму диска с удалёнными лепестками. Во втором случае идеального (без пузырьков) обтекания не вышло, зато загнутые лепестки диска вполне удовлетворили поставленному условию. Кроме этого японцы подметили, что диском (его слегка вогнутым "донцем" получается легко зачерпнуть порцию сусла со дна чана и поднять её пред очи пивовара, дабы разсмотреть.
Версия довольно интересная, но, поскольку других таких дисков-грабель найдено не было, то утверждать, что всё именно так и було, не будем :о)
Тема пива непосредственно связана с темой торговли и международных связей древнего мира. О том и поговорим в будущем.