Найти тему

Как сделать апортировку полезной: подводные камни и что с ними делать

Оглавление
Один из моих нынешних подопечных – довольно реактивный русский спаниель, хозяин которого, кроме прочего, ещё и рыбак и охотник. Мы уже многого добились, но по ходу общения он спросил меня, можно ли начинать натаскивать барбоса. И в тот момент я честно признался, что пока рановато – велик риск, что он будет мять птицу.

Это один из поводов, по которым я задумал написать сегодняшнюю статью. Ну, и к тому же, нужно наконец-то ответить на вопрос, которым меня донимают в комментариях уже довольно давно. Беда в том, что суть ответа достаточно очевидна, но более-менее полная формула сложилась у меня сравнительно недавно.

Вариант апортировки. / Фото с просторов.
Вариант апортировки. / Фото с просторов.

В чём отличие апортировки от "игры в палочку"? И что с ней не так-то?

– такой или почти такой вопрос обычно задают, прочитав статью про "ненужные игры". А разница проста и очевидна – правда, если знать, в чём суть этих двух занятий.

Главное отличие #апортировки – в том, что это специальное действие, выполняемое по команде. Ну и что? – спросите вы. А дело именно в том, что вся эта затея исполняется в особенных условиях. Для большинства это только тренировки, а значит – в отдельном месте и в специально отведённое время. Некоторые, правда, применяют этот навык и на практике. Те же охотники, например. Ну, или служебные собаки на соревнованиях. Но это всё равно остаётся особая задача, которая в повседневный быт не включается.

Кроме того (а, на самом деле, эти вещи связаны – и понятно, как), есть такой феномен, как "легализация поведения", о которой упоминала Карен Прайор. Другая его сторона, ну, или если кому так интересней – другая формулировка – заключается в том, что действие, выполняемое по команде, перестаёт выполняться без команды. То есть, сама необходимость выполнять апортировку (или что-нибудь ещё) целенаправленно и сосредоточенно обуславливает обособленность этого навыка от всей остальной жизни.

Получилось, что эти два тезиса будто бы раскрывают друг друга, но как бы и существуют сами по себе. Потому что в этом скрыт ещё один нюанс: любое целенаправленное действие по определению предполагает самоконтроль. Вот, опять же, у охотничьих собак есть такая дисциплина, как подноска дичи. По сути, та же апортировка. Что будет, если такая #собака не сможет сдерживать свои порывы и начнёт валять дурака? Она или испортит добычу, или вовсе убежит с ней играть.

Игры же "в палочку/мячик" для большинства – не задача, которую нужно решать, а разновидность общения с питомцем. Поэтому ни концентрации внимания, ни #самоконтроля это не предполагает. В лучшем случае – умение не убегать с палочкой в закат, когда хозяин пытается пёселя подозвать.

В большинстве случаев стоило бы, чтобы полезные (хотя бы на уровне бытового руководства) навыки так же естественно вкраплялись в жизнь, как это часто происходит с играми "в палочку/мячик", а не оставались "вещью в себе", как особый приём апортировки.
Но это так, заметки на полях – к сегодняшней теме прямого отношения они не имеют.

И снова "кроме того". Обычно эти игрища приключаются спонтанно, по настроению и без всякого замысла. А значит, становятся элементом повседневной жизни – в противоположность задаче апортировки. Это способствует, как это называют, генерализации такой спонтанности всего, что с ними связано. Вплоть до процессов в нервной системе. И вот тут совсем интересно. Потому что осознанное (модное нынче слово, но я подразумеваю несколько иной смысл, щас увидите) или, как говорят, произвольное поведение полностью зависит от умения (и желания) контролировать эти самые нервные процессы. Ведь они-то это поведение и обеспечивают. А если они раскоординированы, то и от поведения в целом большой осознанности (вот тут можно и в модном смысле истолковать) ждать не приходится.

Дальше это приводит к росту возбудимости и постепенному утомлению нервной системы с вытекающим из этого диагнозом "неврастения". А там уже недалеко и до неврологических нарушений, самыми яркими из которых являются судороги. Если сильна роль #стереотипов (поведенческих шаблонов в данном случае), то и неврозы подтянутся. Само собой, к этому подключится #эмоциональность , а тут и истерия на подходе...

Я, конечно, не то, чтобы сильно сгущаю краски, но всё же описываю худой путь развития ситуации. Эту несчастливую цепь событий можно и нужно прервать.

И как же быть? Тем, кому хочется делать это с пользой и особенно тем, для кого это обязательная часть дрессировки

Даже такой дрессировочный навык, как апортировка, можно превратить из бессмысленной и вредной для нервов беготни с описанными выше неприятными последствиями в #обучающие_игры для возраста молодняка, после того, как молодая собака достигает хорошего физического развития. Предостерегаю вас от таких игр в более раннем возрасте: они не могут принести никакой пользы, зато повредить могут многому, поскольку вступают в существенное противоречие с процессами детского развития.

Подвижные игры, основанные на апортировке, увеличивают скорость реакций нервной системы и мыслительных процессов и существенно увеличивают общую #возбудимость центральной нервной системы собаки из-за описанного мною импульсного режима возбуждения и торможения. Поэтому есть смысл применять их для собак со склонностью к флегматичному темпераменту или излишне медлительных и заторможенных. Но использовать апортировку в работе с собаками, склонными к возбудимости (по породе, фамильной наследственности или индивидуальному развитию) надо с большой осторожностью.

Еще одно важное ограничение на применение апортировочных игр вытекает из того факта, что они используют один из этапов пищедобывательного поведения ("догоняй убегающего"). Из-за одного этого они, с одной стороны, могут активизировать у собаки пищедобывательное поведение. Это неплохо для собак-охотников, но может сильно повредить в повседневной жизни. Нужно ли вам, чтобы ваша собака, и без того склонная развлекаться пищедобывательным поведением, как всякий хищник, еще активнее разыскивала в кустах всякие специфические деликатесы? С другой стороны, апортировка может снижать активность собаки в охранной деятельности, поэтому некоторые специалисты не только ограничивают, но и запрещают применение апортировочных игр для собак-телохранителей.

Прежде чем приступить к апортировочным играм, придется выработать целую последовательность простых действий: "Держать" – "Ко мне" – "Дай". Я очень надеюсь на то, что вы разучили сами эти действия еще в детских играх. А уж потом апортировка, представляющая собой программу поведения из разряда сложных динамических стереотипов, вырабатывается как составной навык, выполняемый по команде "Апорт".

Для регулирования возбудимого #поведения и тренировки полезнейшего уменья брать себя, что называется, в руки очень полезно применять такое упражнение, как "апортировка с выдержкой": вы усаживаете собаку рядом с собой, бросаете, но команду "Апорт" даете лишь после паузы. При необходимости можно придержать собаку за ошейник. Начав с десяти-пятнадцати секунд, помаленьку наращивайте длительность и меняйте ее, чтобы собака привыкала слушать и слышать команду, а варианты действий зависели от вашей воли, а не от того, что надумал сам зверь. Очень неплохо выбрасывать предмет в разных направлениях и на разные расстояния от сидящей собаки. Можно еще и поставить сам режим выполнения этого #упражнения в зависимость от того, каким тоном вы подаете соответствующую команду: более энергичная команда требует и более быстрого и активного выполнения; если же вы произнесли команду с ленцой, то и выполнять ее нужно в том же духе. И пускай собака постепенно привыкает, что в этой игре нужно учитывать не только полет предмета, но и столь тонкие вещи, как ваше настроение.

Полезно также научить собаку разным вариантам действий, следующих за тем мгновением, когда она берет предмет. Для этого следует варьировать #команды "Апорт" ("Принеси") и "Играй", когда собака имеет право не отдавать вам апортировочный предмет или игрушку. Если она все же ее принесет, отвернитесь и не позволяйте засунуть предмет вам в руку – не собака выбирает способ выполнения упражнения, а исключительно вы!

И главное: всегда отдавайте себе отчёт (снова она же, "осознанность", будь она... во всём!) в том, для чего вы решили побросать палочку/мячик.

Если это нужно как навык или вы хотите делать это с определённой пользой – следуйте тем рекомендациям, что приведены чуть выше. Если же это способ "развлечения", который "нравится" зверю – очень советую придумать и другие формы досуга. Забудьте про "потребность в движении" и прочие мифы, не обманывайтесь азартом подопечного – и то, и другое – только "кажимость". Лучше предложите более толковую альтернативу – хотя бы поискать эту же палочку в траве. И никакого вреда, кроме пользы, и обоим будет, чем заняться ВМЕСТЕ.


Посмотрев на других (чего уж скрывать!), я пришёл к выводу, что здешняя писанина – вполне себе работа. Поэтому вы, если пожелаете, можете сами оценить мои труды "весомо-грубо-зримо":

Визитка для сбора денег — ЮMoney




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .