Найти тему
МойОфис

Правила отличного фидбека

Обратная связь или фидбек — реакция одного человека на действие или бездействие другого. Цель: скорректировать поведение того, кому он дается. Правильная обратная связь двинет проект вперед. А неправильная может все застопорить или даже развалить команду.

Виды обратной связи

Нулевая: отсутствие реакции — тоже обратная связь. Правда, при нулевом фидбеке человек попадает в информационный вакуум: не понимает, как справляется с работой, продолжает действовать по инерции и может потерять мотивацию к работе.

Положительная — эффективный способ нематериальной мотивации. По опросу Gallup, сотрудники, которым регулярно дают позитивную обратную связь, больше вовлекаются в работу, чем те, кого постоянно критикуют. Правда, если только хвалить, некоторые люди могут зазнаться.

Отрицательная — обычно воспринимается хуже всего. Такой фидбек сработает только если человек сам хочет работать над ошибками. Согласно исследованию психолога Марсиаля Лосада, соотношение похвалы и критики должно быть 3:1.

Развивающая — это сочетает признания заслуг и работы над ошибками. Согласно исследованию Harvard Business Review, 57% специалистов хотят получать развивающую обратную связь больше, чем положительную.

Как давать фидбек, чтобы он работал

  1. Важно говорить о конкретных ситуациях, где человек вел себя нежелательно и/или желательно. Рассказать, какие действия стали причиной успеха или провала. Обобщения, вроде «Ты все время задерживаешь статьи» хуже, чем «В этом месяце ты сдал статью на пять дней позже, а в прошлом на неделю. Давай обсудим, в чем причина и как это можно исправить?»
  2. Говорить лучше сразу после события. Чем больше времени утекло с ситуации, тем ниже эффективность фидбека.
  3. Важно приводить объективную информацию, а не домыслы. Например, вместо «Ты опять превысил бюджет и сорвал сроки», лучше сработает «Ты потратил на 5000 больше, чем мы закладывали и разместил объявления на два дня позже. Из-за этого мы…».
  4. Обсуждайте событие или действие, а не личность. Качественный фидбек – это перечисление фактов, но не личная оценка ситуации. Важно рассказать, как выглядят действия человека со стороны и каковы последствия. Вместо «Какой ты медленный! Сидишь над презентацией неделю», лучше сказать «У тебя ушла неделя на презентацию, хотя договаривались на три дня. Из-за этого мне пришлось дергать коллег и переносить встречу».
  5. Важно, чтобы собеседник тоже мог поделиться переживаниями, раскрыть свою точку зрения, попросить совета или даже поспорить. Не всегда стоит сразу предлагать свои решения. Пусть человек сам подумает, что как исправить ошибки и улучшить результат.
  6. Хорошее правило деликатности: «Ругаем лично, хвалим публично».