Обратная связь или фидбек — реакция одного человека на действие или бездействие другого. Цель: скорректировать поведение того, кому он дается. Правильная обратная связь двинет проект вперед. А неправильная может все застопорить или даже развалить команду.
Виды обратной связи
Нулевая: отсутствие реакции — тоже обратная связь. Правда, при нулевом фидбеке человек попадает в информационный вакуум: не понимает, как справляется с работой, продолжает действовать по инерции и может потерять мотивацию к работе.
Положительная — эффективный способ нематериальной мотивации. По опросу Gallup, сотрудники, которым регулярно дают позитивную обратную связь, больше вовлекаются в работу, чем те, кого постоянно критикуют. Правда, если только хвалить, некоторые люди могут зазнаться.
Отрицательная — обычно воспринимается хуже всего. Такой фидбек сработает только если человек сам хочет работать над ошибками. Согласно исследованию психолога Марсиаля Лосада, соотношение похвалы и критики должно быть 3:1.
Развивающая — это сочетает признания заслуг и работы над ошибками. Согласно исследованию Harvard Business Review, 57% специалистов хотят получать развивающую обратную связь больше, чем положительную.
Как давать фидбек, чтобы он работал
- Важно говорить о конкретных ситуациях, где человек вел себя нежелательно и/или желательно. Рассказать, какие действия стали причиной успеха или провала. Обобщения, вроде «Ты все время задерживаешь статьи» хуже, чем «В этом месяце ты сдал статью на пять дней позже, а в прошлом на неделю. Давай обсудим, в чем причина и как это можно исправить?»
- Говорить лучше сразу после события. Чем больше времени утекло с ситуации, тем ниже эффективность фидбека.
- Важно приводить объективную информацию, а не домыслы. Например, вместо «Ты опять превысил бюджет и сорвал сроки», лучше сработает «Ты потратил на 5000 больше, чем мы закладывали и разместил объявления на два дня позже. Из-за этого мы…».
- Обсуждайте событие или действие, а не личность. Качественный фидбек – это перечисление фактов, но не личная оценка ситуации. Важно рассказать, как выглядят действия человека со стороны и каковы последствия. Вместо «Какой ты медленный! Сидишь над презентацией неделю», лучше сказать «У тебя ушла неделя на презентацию, хотя договаривались на три дня. Из-за этого мне пришлось дергать коллег и переносить встречу».
- Важно, чтобы собеседник тоже мог поделиться переживаниями, раскрыть свою точку зрения, попросить совета или даже поспорить. Не всегда стоит сразу предлагать свои решения. Пусть человек сам подумает, что как исправить ошибки и улучшить результат.
- Хорошее правило деликатности: «Ругаем лично, хвалим публично».