Найти тему
ИОТ-университет

Умные и/или знающие?

Чему учить или какие образовательные результаты должны быть приоритетными – центральный вопрос в философии образования. Преподаватель университета должен найти баланс между трансляцией знания и развитием у студентов универсальных компетентностей. Об их месте в содержании высшего образования рассказал на Второй всероссийской ИОТ-конференции заведующий лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко:

«Высшее образование — это передача культуры, профессиональная специализация и исследовательская деятельность, считал Хосе Ортега-и-Гассет. Изменилось немногое.

С какими вызовами сталкивается университет? Вызовы рынка труда. Разрыв между высококвалифицированными и неквалифицированными специалистами. Снижается потребность в рутинном физическом и нефизическом труде. Происходит поляризация работ и зарплат. Новые вызовы предъявляет глобализация в профессиональной среде. Рост предпринимательской активности требует развития новых качеств. Вообще, предпринимательство приобретает все большее значение, а это требования к самостоятельности и субъектности. И глобализация. Она заставляет узнавать новые способы коммуникации и межкультурного взаимодействия.

Как системы образования реагируют на эти вызовы?

Современные образовательные результаты можно разделить на компетентности и грамотности. Причем мы говорим о компетентностях универсальных — коммуникации, мышление, взаимодействие с другими, взаимодействие с собой, самоорганизация, поддержание психологического и физического здоровья. Грамотности — понимание текстов в разных областях, финансовая, экологическая и др.

Зарубежные университеты реагируют на эти вызовы таким образом:

- общее обучение с выделением курсов, направленных на формирование этих компетентностей;

- инфузионная форма — нет спецкурсов, но они встроены в существующие курсы;

- сочетанные формы этих вариантов.

Какие практики используют:

- курсы в программах;

- открытые онлайн-курсы университетов;

- центры академических навыков;

- бизнес-инкубаторы и акселераторы.

Значительное число университетов в России заявляют в своей миссии развитие универсальных компетентностей у студентов. Но на практике так происходит не всегда. Пять российских вузов пять лет назад сформировали консорциум и подписали декларацию о развитии универсальных компетентностей. Эти университеты используют разные варианты встраивания в свой учебный план курсов, которые предусматривают развитие универсальных компетентностей. Они могут быть, в том числе, ядром бакалавриата, программ с повышенной академической нагрузкой и элективных курсов.

Что же мешает российским вузам внедрять практики развития универсальных компетентностей? Прежде всего, дефицит финансов и материально-технических ресурсов. Активные методы преподавания требуют значительных затрат. Поэтому в университетах господствуют традиционные формы преподавания — не только в российских вузах, но и в академической среде всего мира. К барьерам на пути преподавания универсальных компетентностей можно отнести также отсутствие соответствующего запроса у руководителей вузов, учебных программ, неактуальность частных инициатив».