Найти в Дзене
Строительный мир

Первая железная дорога Урала ждет обновления инфраструктуры

Оглавление

До 2025 года на Урале планируется модернизировать железнодорожную инфраструктуру с целью создания нового туристического маршрута, который повторит путь легендарной стальной магистрали — первой на Урале, построенной еще в XIX в.

Для нужд местной промышленности

Речь идет о линии, соединяющей Екатеринбург и Пермь через Нижний Тагил и Чусовой. Первый рабочий поезд прошел по ней в начале 1878-го. Хотя сама идея проекта, направленного на нужды местной промышленности, испытывающей серьезные проблемы из-за высоких транспортных расходов, появилась еще в 1861-м. На следующий год были проведены изыскания. Но во властных кругах тогда возникли противоречия относительно выбора маршрута и некоторых других моментов, из-за чего вопрос пришлось отложить.

© public domain
© public domain

Но уже в конце того десятилетия было создано Общество горнозаводской железной дороги, а инженеры приступили к разработке необходимой документации. По итогу предварительных исследований была выбрана соответствующая трассировка — через главные горные округа Среднего Урала; линия соединяла также Волжскую и Обскую водные системы.

© Svetlov Artem / CC BY 4.0
© Svetlov Artem / CC BY 4.0

Исторический очерк развития железных дорог в России. — СПб., 1889. — Вып. II. — С. 183, 246:

«Главным условием Уральской дороги должно быть удовлетворенье нуждам горнозаводской промышленности в связи с обеспечением заводов хорошим и дешевым каменным углем; вместе с тем Уральская линия должна соответствовать потребностям Сибирского транзита, подходить к Каме в месте, удобном для перехода этой реки, в виду будущего продолжения линии, и удовлетворять условиям наиболее дешевой системы построения... Дорога составилась из главной линии от Перми через Кушву до Екатеринбурга около 467 верст, из ветви от Чусовой до Березняков на Каме около 195 верст и небольшой ветви около 7 верст к Луньевским копям, и всего получила протяжение около 669 верст».

Первая на Урале

Летом 1875-го под руководством инженера Виктора Федоровича Голубева стартовало строительство магистрали. Велось оно одновременно с обоих концов, и участки будущей магистрали вводились в эксплуатацию поэтапно. В ходе кампании был проделан колоссальный объем работ — возведено около 650 различных искусственных сооружений, включая 316 мостов.

© public domain (Станция Азиатская Уральской Горнозаводской ж. д., 1880-е гг.)
© public domain (Станция Азиатская Уральской Горнозаводской ж. д., 1880-е гг.)

Официальное открытие Уральской горнозаводской железной дороги на всем протяжении состоялось 1 октября 1878-го — началось регулярное движение как грузовых, так и пассажирских составов. Время в пути между конечными станциями тогда составляло порядка 20 часов. На следующий год завершилось и строительство ветки от ст. Чусовская до Березников, на которой проложили один из первых в Европе тоннелей длиной около 130 м.

Из частной в государственную

В целом, линия, ставшая первой стальной магистралью общественного пользования на Урале, имела важное значение для развития действующих и создания новых предприятий в регионе. Хотя и не оправдала в полной мере всех ожиданий.

© public domain (Управление дороги, 1910 г.)
© public domain (Управление дороги, 1910 г.)

Общество должно было владеть дорогой в течение 81 года, после чего объект безвозмездно переходил бы в собственность государства. Но случилось это гораздо раньше — магистраль приносила владельцам ежегодные убытки, поэтому в середине 1880-х с накопленными долгами ее передали правительству. Тогда же появилась линия Екатеринбург – Тюмень, построенная уже на бюджетные средства.

Исторический очерк развития железных дорог в России. — СПб., 1889. — Вып. II. — С. 336:

«Что же касается Уральской Горнозаводской дороги, то вопрос о взятии ее в казну возник из-за несостоятельности Общества. Представлением своим, от 16 марта 1886 года, Министр Путей Сообщения полагал оказать Обществу правительственное воспособление для расчета с кредиторами и затем дорогу принять в казну... Предложение это было принято и дорога была сдана... Вслед затем на основании Высочайше утвержденного 7 декабря 18S7 года мнения Департамента Государственной Экономии, Уральская Горнозаводская была слита с 1 января 1888 года с казенной Екатеринбург-Тюменской в одно общее управление под наименованием Уральской железной дороги».
© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)
© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)

В следующее десятилетие от Екатеринбурга магистраль дошла и до Челябинска. В 1896-м УГЖД была присоединена к Великому Сибирскому пути (Транссиб). К 1909 году от Перми до Екатеринбурга проложили более короткий маршрут — через Кунгур.

По историческому маршруту

Сегодня бывшая УГЖД, не раз менявшая свое название, является частью Свердловской железной дороги. В скором времени у желающих появится возможность совершить путешествие по историческому маршруту и насладиться красотами природы, той же самой, которую лицезрели пассажиры более 100 лет назад.

В ближайшие два года будет проведена модернизация старых вокзалов и разработана специальная культурно-развлекательная программа. Открыть туристический маршрут инициаторы проекта рассчитывают в 2025 году.

В Центральной Азии стартовал крупный железнодорожный проект
Строительный мир23 ноября 2022