Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Дикая любовь» и нравы поздней Перестройки

Я разбираю не только советские фильмы, но и некоторые постсоветские, если они созданы приблизительно до 1993 года, ибо так называемая Перестройка длилась до октября 1993 года, после чего наступила иная эра. А вот до осени 1993 года в кинематографе, да и в самой жизни, бытовали всё те же темы и смыслы, что и в 1988-1990 годах. Итак, сегодня – жуткий, но типичный позднеперестроеный сюжет «Дикая любовь» (1993), который мне посоветовали разобрать мои френды социальной сети ВКонтакте.

Кадры из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншоты. Узнаваемая красотищщщща.
Кадры из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншоты. Узнаваемая красотищщщща.

Здесь налицо вся лепота и красотища, точнее, отсутствие, как первой, так и второй. Впрочем, так мы и жили. Смесь обшарпанности с блестяшками и лейблами; по замусоренным улицам (а тогда почему-то стали редко их убирать) фланировали долгоногие девочки в боевом раскрасе и вихрастые мальчики в мешковатых спортивных штанах да кожаных куртках, а кто-то очень крутой рассекал пространство на подержанном, но таком шикарном «Мерседесе»…

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Изящной музыкой звучали названия фирм, особенно тех, что связаны с компьютерами. Стоп! О них мы ещё поговорим. Завязка – тоже узнаваемая и в духе того времени. Некая престарелая аристократка (её играет аж сама Татьяна Окуневская, богиня 1930-х!) рассказывает своей младой правнучке-американке о своей благоуханной юности в городе Киеве, откуда её увезли в 1910-х. О нет, ma chère amie, не от Революции, а от «любви».

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Итак, старшеклассница Сью из Сан-Франциско едет в …СНГ учиться по обмену и попадает в «престижное» заведение, где учатся мажорчики. Кстати, в одной из сцен можно увидеть тогдашние компьютеры, вспомнить свой-первый, ностальгически вспомнить о стародавних временах, когда мы как-то жили без Интернетика, играли в простейшие игры и даже не знали, что именно комп станет чем-то общеобязательным всего через 5-10 лет. Помните свой Пентиум, да?

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Но вернёмся в киевскую школу начала 1990-х. Сью, подружившаяся с крашеной и вульгарной Галей (см. скрин выше), дочерью каких-то нуворишей, постигает местную life. Тут всё так интересно! Сью даже не знает, что такое ...тараканы (ну, вот нет их в США, только в пост-СССР). Но не тараканами едиными! Сью видит мальчика Максима (распространённый тип тогдашнего красавчика). И тут закручивается жестокая лав-стори в духе прям-таки «Бедной Лизы» Николая Карамзина, разве что Бедная Лиза тут не самоубилась, а…

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Впрочем, всё по порядку! Максим, гладкий и обеспеченный мальчик, влюблён в интернатовскую сиротку Машу, у которой имеются ещё и психические отклонения. О, нет, никакого уродливого безумия и разных там слюней на подбородке. Девочка нормально развита – у неё богатая речь, допустим. Получше крашеной Гали. Девчонка вообще не отсталая, просто у неё расторможенные реакции, что и послужило причиной последующей трагедии.

-6

А ещё Маша как-то фантастически, по-французски красивая – на скриншотах это незаметно, а вот в кадре – весьма. Это – неистовая, роскошная фамм-фаталь Серебряного века, и в начале 1900-х она смотрелась бы, как норма. Писала бы стихи, носила бы чётки, топилась бы три раза в году, вошла бы в историю искусств. Но не в 1990-х. Конечно, родители Максима против такой любви – особенно мать, которую с ленивой грацией и томно-печальными вздохами играет Лариса Удовиченко.

-7

И вот в судьбу Максима на всех парах врывается наивная, хорошенькая, туповатая и – добрая Сью. Американ joy и прочий супер-бой - уеду с то-бой! Да, парень по сюжету – талантливый программист в свои семнадцать! Наверное, так тоже бывает. Сью тайком отсылает его школьные работы своему папе-боссу и тот в полном восторге. И, когда Максимка узнаёт, что папа Сью (та-дамммм!) работает в компании Microsoft, здесь начинаются другие «любови».

Кадры из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншоты.
Кадры из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншоты.

Собственно, для мужчины самое главное в жизни – его Дело, а не женщины, и уж если Максу открывается пусть в Америку, но вместе с Сью, он без колебаний выбирает Дело. Наша Маша, которая уже пыталась избить плюшевую американку (и ещё организовывала нападение на неё бывшими детдомовцами, а ныне – бандюками), так вот Маша, поняв, что её кидают, решается на единственно-возможный в её картине мира поступок. Бедные Лизы и - Маши 1990-х - резки, особенно, если с головой не всё в ажуре.

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Она ворует пистолет у своего приятеля-рэкетира и далее действует под лозунгом: «Так не доставайся же ты никому!» Это о Максимке, который с понтами, и сопровождаемый восторженно-завистливыми взглядами одноклассников, прощается с «этой страной» в аэропорту. Эта страна – в данном случае рідна Україна, хотя, что интересно, в кадре вообще нет ни одной приметы грядущего yкрo-бешенства. И, вместе с тем, оно зачиналось уже тогда.

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Вообще, если говорить об искусстве, то фильм преотлично сделан, а чётко прописанные реалии заставляют вспомнить о той чудовищной эпохе. В те годы всё общество бывшего СССР так и жило – молилось на Америку, хотело больших и - лёгких денег, убого понтовалось, носило дурацкие шмотки, бешено и с подскоками убегало от «совка», правда, не в ту сторону, в какую надо бы, если уж задумало бежать. Дикая любовь - это не столько про Машу, сколько про вообще. Тут всё - дикость.

Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.
Кадр из фильма «Дикая любовь» (1993). Скриншот.

Zina KorZina (c)

Ещё фильмы начала 1990-х:

1. «Мордашка» - мерзяшка-1990.

2. «Сестрички Либерти» - пакость по сценарию Людмилы Улицкой.

3. «Гений» - лучший фильм о психологии 1990-х.