По воле Божией пророк Елисей помазывает царем Израильского царства Ииуя, очень истового и исполненного рвением царя.
Он вырезал всех потомков царя Ахава, умертвил Иезавель, убил всех жрецов Ваала и Астарты, и истребил поклонение этим идолам в Израильском царстве.
И на первый взгляд он выглядит почти благочестивым царем, так как он исполнил пророчество Божие о доме Ахава.
Но в то же время, он идолопоклонство до конца не истребил и оставил культ поклонения двум золотым тельцам, которых еще установил царь Иеровоам в двух городах на севере и юге царства.
Да и в основном, он в жизни своей заповедями Божиими не руководствуется.
Он убивал с особым рвением не потому, что желал выполнить Божие повеление или любил Бога, а потому, что истреблял соперников и конкурентов.
Являясь орудием Божией справедливости, Ииуй царь безжалостный и жестокосердный, однако сам к Богу благоговения не имел.
И сказано в Священном Писании:
В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян (4 Цар. 10, 32).
То есть у Израильского царства сначала Сирия начала отвоевывать территории и города, а потом молодая, но могучая Ассирийская империя завоевала и Сирию, и Израиль.
Израильское царство просуществовало 209 лет и в 722 году до Рождества Христова все жители были уведены в Ассирийский плен.
Все время существования царства в нем постепенно умирала духовная жизнь.
Несмотря на то, что Господь посылал народу и пророков, и различные наказания, народ так и не обратился к истинному Богу.
И если такие страшные бедствия, как войны и голод не смогли оживить в государстве духовную жизнь, то значит государство уже мертво и его оживлять нет смысла.
Об этом говорит пророк Исаия:
Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. (Ис. 1, 5-8).
А если нет в народе покаяния, то значит этот народ мертв.
В жизни отдельного человека происходит точно также. Господь посещает грешника различными скорбями и бедствиями, надеясь, что человек смирится, как минимум смирится от страха смерти, как смирился неблагочестивый царь Ахав, внешне и временно.
Конечно, лучше было бы для человека, если бы он покаялся — обратившись к Богу изменил свою жизнь, но если этого нет, даже под страхом смерти, значит человек уже духовный мертвец.
Поэтому Господь говорит:
предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22).
То же омертвение произошло и с народом.
Люди не раскаялись, не поменяли своих взглядов и продолжали творить мерзости: ворожить и гадать, обращаться к колдуньям и магам, поклоняться и заклинать идолов-демонов...
А в таком богопротивлении человек от скорбей не вразумляется, а озлобляется еще больше и не желает возродить подлинные духовно-нравственные ценности.
Истинно верующих людей в Израильском царстве остается совсем мало и это говорит о том, что Бог оставляет народ и 10 колен израилевых уводятся в Ассирийский плен.
Ни одно колено оказавшееся в этом плену не вернется назад. Вся дальнейшая история будет полностью связана с Иудейским царством, в частности с коленом Иудиным.
Жители Израильского царства не истребятся полностью, но разойдуться по земле и не захотят больше никогда вернуться в Землю обетованную, не захотят больше никогда восстановить храм.
Эти люди рассеются по земле и перемешаются с иными народами, как говорил царь Давид:
они — как прах, возметаемый ветром. (Пс. 1, 4).
Поэтому, это уже не избранный народ, они стали, как прочие народы (1 Цар. 8, 20).
Бог оставил в Своем уделе только Иудею.
А там, где жили 10 колен Израилевых, поселились народы из новой Ассирийской империи: из Вавилона, Сирии и других завоеванных ассирийцами земель.
Они селились в дома израильтян, но жить в них не могли. Из пустыни приходили львы и нападали на них. И это продолжалось до тех пор, пока ассирийский царь не послал им израильского священника, который должен был научить их, как нужно чтить Бога этой страны.
Таково суеверие язычников: у каждого места есть свой бог, он к этой местности привязан и живя на этой земле, надо почитать этого бога, вместе со своими родными богами.
Посланный священник был не из колена Левиина, а потомок тех священников-самосвятов, которых поставил первый, после разделения единого царства, царь Израильский Иеровоам.
Священник прибыл и стал, как мог, учить новоселов чтить того Бога, Который вывел евреев из Египетского плена.
По крайней мере, эти переселенцы стали выполнять то, чему учил священник и львы перестали нападать, и народ зажил спокойно.
В Новом Завете потомков этих поселенцев будут звать самарянами.
И эти ближайшие соседи евреев, с которыми евреи не общались и вынуждены были их терпеть, знали о Боге евреев достаточно, чтобы одними из первых уверовать в Мессию.
Об этом свидетельствует апостол Иоанн Богослов, который передал нам беседу Христа с самарянкой у колодца.
Таким образом действует Промысл Божий: на тот народ, который уже омертвел духовно и не способен к покаянию, даже от скорбей, посылается более страшный, чем война, бич Божий — полное истребление, или, как произошло с израильтянами, — плен и рассеяние. А на землю где жили духовные мертвецы приходят народы, имеющие страх Божий.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Почему пророк Елисей помазывает на царство Азаила, зная, что он принесет много страданий израильтянам?