- Я на праздники уезжаю домой, - сообщил Максим Саше накануне Нового года. - Завтра отец заедет. Ты с нами?
- Да, если можно. С лета дома не была, - призналась она.
- А может, Новый год вместе встретим? - вдруг предложил парень. - Сначала посидим с моими родителями за столом, а потом нагрянем к Тёме. Я слышал, у него собираются все наши, - имея в виду одноклассников, сообщил он.
- Не уверена, что это хорошая идея, - ответила Саша, - но я подумаю.
Заехав за сыном, Пётр Алексеевич, по обыкновению, сначала зашёл к своему старому товарищу - ректору института. По дороге домой Александра несколько раз ловила на себе взгляд председателя в зеркале заднего вида. Он будто присматривался к ней и о чём-то думал.
- Давненько ты не навещала своих, - наконец, произнёс он. - Совсем не тянет в родные пенаты?
- Не особо, - призналась девушка и замолчала.
- Что так? - не дождавшись объяснения, спросил он. - Или городская жизнь затянула настолько, что даже по дому не скучаешь?
- Да не в этом дело, - с неохотой ответила Саша и, немного подумав, добавила, - просто меня там никто не ждёт.
Видя, что девушке неприятен этот разговор, Пётр Алексеевич сменил тему.
- Александра, а ты, если хочешь, приходи к нам на Новый год! - неожиданно предложил Пётр Алексеевич, остановив машину напротив Сашиного дома.
- Спасибо за приглашение, но я, наверное, лучше со своими, - ответила она и вышла.
- Хорошая девчонка! - отметил председатель, глядя ей вслед. - На таких надо жениться! С ней не пропадёшь!
- А я думал, жениться надо по любви? - сказал Максим.
- Любовь - это хорошо, - задумчиво проговорил Пётр Алексеевич, - но она, как и всё в нашей жизни, проходит. И тогда остаётся расчёт.
Нажав на педаль газа, мужчина тронулся с места. Увеличивая скорость, он продолжал о чём-то думать. Уже подъехав к своему дому, он сказал:
- Ты, сын, всё-таки присмотрись к Александре! Умная красивая не избалованная она будет рада любому, самому малому, проявлению внимания. А я позабочусь о том, чтобы вам после окончания института предложили работу по специальности в городе.
- Пап, мы только на третьем курсе учимся, - напомнил Максим. - До окончания нам ещё ого-го сколько!
- Не заметишь, как это ого-го пройдёт! - ответил отец, выходя из машины.
На этом их разговор был окончен.
Тем временем Александра, не торопясь, поднялась на крыльцо и постучала в дверь.
- О, пропащая появилась! - воскликнула мать, увидев младшую дочь на пороге. - Мы уж думали, ты больше не приедешь. Совсем городская стала! Зазналась! Самых близких людей забыла!
- Зинка, чего ты там раскричалась? - послышался голос отца из кухни. - Кто там пришёл?
- Ещё одна дочь твоя явилась - не запылилась! - ответила ему жена.
Саша сняла пуховик, разулась и прошла в дом. На кухне сидели отец и Надя. Александра не ожидала увидеть сестру, но очень обрадовалась встрече с ней. Она с первого взгляда обратила внимание на то, что Надежда очень похудела: щёки впали, скулы сильно выступали, а глаза, и без того большие, стали ещё больше. Они были полны грусти и отчаяния. Всегда весёлая и говорливая Надя сидела, как в воду опущенная.
- Здравствуйте! - сказала Саша, переступив порог кухни.
- И тебе не хворать! - отозвался отец. - Вот уж не ожидали!
- Почему же? - спросила Александра. - Праздники впереди. Я приехала поздравить вас.
- Ну, проходи, садись, коль приехала! - пригласил мужчина не очень радушно. - Одна уже поздравила, - сообщил он, неодобрительно кивнув в сторону младшей дочери. - Посмотрим, с чем ты приехала.
Александра не сразу поняла, о чем говорит отец. Лишь когда Надя встала и вышла из-за стола, чтобы обнять сестру, она увидела у неё сильно округлившийся и выпяченный вперёд живот.
- Привет, - безрадостно поздоровалась она и прильнула к Саше. - А у меня вот сюрприз.
- Да, уж! Всем сюрпризам сюрприз! - отметила мать, вошедшая вслед за Сашей. - Надеюсь, ты без сюрпризов приехала?! А то председательский сынок так и вьётся рядом! - обратилась она к младшей дочери. - Поиграет с тобой, а потом бросит, как Надюху - её хахаль. Он на такой, как ты, не женится!
- А что со мной не так? - с обидой спросила Александра.
- Порода не та! - пояснила Зинаида. - Он - сын председателя, богатый, избалованный. А ты - дочь поломойки и алкаша! Зачем им такие родственники?
- Но-но-но! - возмутился Виктор. - Сбавь обороты! Это кого ты назвала алкашом?
- Во-первых, мы с Максимом только друзья, - не обращая внимания на выпад отца, ответила Саша. - Во-вторых, какая разница, кто мои родители? Любят ведь не за это!
- Много ты понимаешь! - возразила мать. - Любить они все горазды! А как до свадьбы дело доходит, сразу - в кусты! Вон у сестры спроси! Она тебе расскажет, когда любовь заканчивается!
Саша перевела взгляд на Надю, которая сидела и молча смотрела в свою тарелку. Зинаида поставила чистые приборы на стол, подвинула табурет и велела дочери садиться.
- Ешь! А то, наверное, совсем оголодала там, в своём общежитии.
В центре стола стояла сковорода с жареной картошкой. Рядом находилась тарелка с маринованными огурчиками и помидорчиками. Здесь же лежала доска с нарезанным на ней солёным салом. Рядом с тарелками родителей стояли маленькие стаканчики, наполненные мутной жидкостью. Достав из-за шторы стоявшую на подоконнике бутылку с такой-же жидкостью, Виктор спросил у Саши:
- Будешь?
Девушка замотала головой. Поставив бутылку на место, мужчина поднял свой стаканчик и посмотрел на жену. Зинаида последовала примеру мужа.
- За семью! За детей! - провозгласил Виктор и обратился к Саше! - С приездом!
Быстро опрокинув стаканчики в рот, они принялись за еду. Саша и Надя молча переглянулись. Для них обеих было привычно видеть отца нетрезвым, но наблюдать, как ему составляет компанию мать, пришлось впервые.