Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Привязанность как опора

Все люди по-разному воспринимают себя в мире, свое место, ощущают то, насколько безопасен, благоприятен, изобилен мир, насколько отзывчивы, адекватны люди вокруг и насколько "я - окей" в отношении людей.

Это восприятие складывается из всего пережитого опыта каждого конкретного человека. Чем благополучнее опыт, тем позитивнее восприятие. Соответственно, разного рода травмы выбивают человека из стабильного и безопасного течения жизни.

Легче и быстрее пережить травматичный опыт для человека и вернуться к стабильной жизни, если существует в его картине мира базовое понимание безопасности, надежности, отзывчивости мира и людей.

Базовое отношение к миру формируется начиная с самого рождения во взаимоотношениях со Значимыми Взрослыми. Первые 5 лет жизни закладывается фундамент, на основании которого строятся все последующие взаимоотношения и пишутся сценарии жизни.

Так, когда малыш рождается, он может сигнализировать о своих потребностях криком, плачем. Если рядом находится взрослый, чаще всего мама, которая способна распознать потребность, вовремя отреагировать и удовлетворить ее, малыш усваивает на телесном и эмоционально уровне - "все окей, я в безопасности, мир отзывчив и я не пропаду".

Выделяют базовые потребности ребенка, без удовлетворения которых затруднено дальнейшее движение к Взрослой жизни:

  • в безопасности,
  • в любви и безусловном принятии,
  • в тактильности и понимании своего тела,
  • в принятии эмоциональных и чувственных проявлений,
  • в родительской фигуре и ограничениях,
  • во внимании и реакции родительских фигур,
  • в росте и развитии,
  • в принадлежности к группе,
  • в сепарации..

Во отношениях со Значимыми Взрослыми формируется привязанность - чувство близости, основанное на эмоциональной связи. Когда ребенок получает отклик и принятие на свои потребности, формируется надежная привязанность и понимание "я есть, меня видят, слышат, мир отзывчив, я могу получить то, что мне нужно".

Если же продолжительное время ребенок не может получить удовлетворение своих потребностей, формируется небезопасная (или тревожная) привязанность. Эти паттерны влияют на дальнейшую жизнь и бессознательно воспроизводятся взрослыми людьми.

Теория привязанности имеет корни во многих психоаналитических теориях, которые содержат представления о важности привязанности и сепарации. Авторами теории привязанности исторически принято считать Джона Боулби и Мэри Эйнсворт. Они проводили эмпирические исследования и доказали, что младенец нуждается в продолжительном уходе матери или замещающего взрослого, которые заботятся о малыше в первые годы его жизни.

Доказательной базой данной теории стал эксперимент, проведённый в 1965 году под руководством М. Эйнсворт, известный под названием «Незнакомая ситуация».

По итогу эксперимента, М. Эйнсворт составила классификацию типов привязанности у детей, паттерны которых впоследствии демонстрируют взрослые люди. Она пришла к выводу, что эти паттерны являются результатом отражения раннего опыта взаимодействия детей с матерью.

Так, описано 4 типа привязанности:

  1. Надежная (или, безопасная) привязанность. Дети с таким типом легко воссоединяются с матерями после разлуки, демонстрируют интенсивность эмоций, соответствующую тому, как были расстроены в их отсутствии. При разлуке они зовут мать, ищут ее (иногда довольно продолжительное время), потом плачут и явно испытывают стресс. На возвращение матери они реагируют радостью, протягивают к ней руки, хотят, чтобы их утешили, ищут телесного контакта. Вскоре после воссоединения и успокоения дети возвращаются к исследованию мира и игре. Такой паттерн устанавливается в случаях, когда мать чувствительна к сигналам ребенка, отвечает последовательно и с любовью на его потребности.
  2. Ненадежная избегающая (тревожная) привязанность. Такие дети реагируют на расставание с матерью лишь небольшим протестом, после разлуки остаются на своем месте, продолжают играть, порой, с меньшим любопытством или упорством. На возвращение матери они реагируют игнорированием, отвержением и не хотят, чтобы их брали на руки и утешали, не требуют телесного контакта. Такой паттерн формируется в устойчивом повторении ситуации отвержения матерью ребенка, когда тот сигнализировал о своих потребностях. Такие дети уверены, что им откажут в утешении, перестают надеяться на помощь извне, а вырастая, прячут чувства от других и, чаще всего, не осознают своих чувств и потребностей.
  3. Ненадежная амбивалентная (тревожная) привязанность. Дети этой группы при расставании с матерью испытывают сильнейший стресс и горько плачут. Когда мать возвращается, ей сложно успокоить малыша. Такие дети выражают сопротивление утешению, проявляют гнев по отношению к матери (дрыгают ногами, дерутся, толкаются или отворачиваются), одновременно с этим цепляются за мать, не идут дальше играть и требуют ее присутствия. Цепляющееся поведение таких детей связанно с неуверенностью, будет ли мать рядом, когда потребуется помощь. Этот паттерн формируется в условиях непоследовательности материнского отклика на потребности ребенка, в результате чего у ребенка возникает сильная тревога отделения.
4. Ненадежная дезорганизованная привязанность. Таких детей не удалось отнести ни к одной из первых трех категорий. Дети, проявляющие этот паттерн привязанности, одновременно тревожно избегают и тревожно сопротивляются. Поведение избегания и цепляния может чередоваться, иногда между переключением могут проходить секунды времени. Такие дети демонстрируют испуг, метание, запутывание в делах и словах. Такой паттерн формируется в небезопасных условиях развития, когда значимый взрослый может без видимой причины и резко менять свое отношение к ребенку, абсолютно непредсказуем в своих реакциях. Паттерн дезорганизации достаточно часто обнаруживается у детей из клинических групп риска, а также у детей тех родителей, которые, со своей стороны, привносили в отношения с ребенком опыт насилия.

Вырастая, мы воспроизводим модели поведения в близких отношениях и значимых сферах жизни по образу и подобию того, как они были сформированы в раннем детстве. Бессознательно можем быть уверены в себе и людях, что нам помогут в случае возникшей трудности, или уверены, что надеяться не на кого и нужно справляться самим; можем ли попросить и получить поддержку, а также оказать ее; будут ли приняты или отвергнуты мои чувства...

Хорошая новость в том, что можно поменять свое восприятие и реакции. Терапия является тем самым пространством, где можно осознать и перезаписать свой опыт, а также получить новый опыт принятия, отклика; где можно безопасно выразить свои эмоции и научиться выстраивать близость.

Автор: Полозова Дарья Андреевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru