АНФИЛАДА (франц. enfilade), ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы к-рых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего А. встречается во дворцах барокко и классицизма и в, зданиях музеев 19-20 вв. А. также . наз. ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архит. ансамблей.
Такое определение слову "анфилада" дает Большая советская энциклопедия - авторитетный русскоязычный справочник...
Друзья! Сегодня мы посетим одну из "цветных" гостиных Дворца Юсуповых. "Цветных?!" - спросите вы. Да! Дело в том, что за Большой Ротондой открывается линейная перспектива гостиных залов с названием цветового решения того или иного помещения дворца, т.е., та самая анфилада "разноцветных" гостиных: Синяя, Красная, Зеленая.
Синяя гостиная, как и последующие комнаты, являет классический пример русского дворцового интерьера XIX - начало XX веков. Из предыдущих публикаций вы знаете, напомню, что перестройкой Юсуповского дворца занимался Андрей Алексеевич Михайлов, русский архитектор. Так вот, Синяя, как и Красная гостиная плоды его труда. При входе в помещение зала сразу бросаются синие шелковые штофные панно в резных золотых рамах с крупным рисунком цветов и листьев.
Касаемо мебели Синей гостиной, мы видим мебельный гарнитур из 16 предметов, исполненный во французском манере, в стиле Людовика XVI. Диваны, кресла и стулья изготовлены из орехового дерева, покрыты как и панно синей материей, что дополняет общую концепцию оформления помещения. Если посмотреть внимательно, видно, что расстановка мебели в зале выполнена в определенном порядке, три дивана находятся вдоль стен, при них сгруппированы кресла и стулья, что позволяет большому числу гостей, находящихся в комнате, общаться друг с другом свободно.
В росписи живописного плафона потолка гостиной принимали участие итальянские художники Пьетро Скотти и Барнабо Медичи. Последний известен росписями овального зала Елагина дворца, Рекреационного зала академии художеств, залов Михайловского дворца и др. Роспись сводчатого потолка выполнена на античную тему в смешанной манере, техника гризайль (техника, где преобладают оттенки одного цвета, серого или бежевого) сочетается с живописной росписью в форме медальонов по углам плафона. Кстати, орнамент рисунка потолка схож с орнаментом паркета, длина которого примерно равна шагу человека. Паркет при реставрации, как и в XIX веке, изготовлен из нескольких пород дерева: эбеновое, палисандровое...
Гостиную, после восстановления интерьеров, освещают две двухъярусные люстры, повторяющие облик тех, которые были здесь при Юсуповых. Рожки-основания подсвечников изготовлены из синего стекла с накладными бронзовыми вставками в форме листьев. От рожков спускаются гирлянды хрустальных гранёных подвесок. На верхнем снимке видно одну из люстр. К сожалению, сделать фото светильников крупным планом не догадался, прошу прощения!
На стене, над центральным диваном картина русского художника-портретиста Виктора Карловича Штембера (1863—1921). На картинах изображения членов императорской семьи, дам из высшего общества, портреты простых женщин, людей с улицы, незнакомок. Картина в Синей гостиной так и называется "Незнакомка". Сегодня картины Штембера хранятся как в частных коллекциях, так и в музейных экспозициях, в том числе и в Русском музее, Третьяковской галерее и др.
Интерьеры дворца впечатляют, в том числе и Синяя гостиная, где сочетание позолоты, белого и синего цветов создает особый колорит и изысканность. Не устаю повторять, будете в Петербурге, обязательно уделите время для посещения Юсуповского дворца на Мойке.
На этом остановимся, продолжим прогулку по залам и гостиным Юсуповского дворца в следующих публикациях. Подписывайтесь на канал и смотрите Петербург со мной! Меня зовут Михаил, до новых встреч!
Другие публикации о Юсуповском дворце:
Юсуповский дворец. Часть 1. Парадная лестница
Юсуповский дворец. Часть 2. Гобеленовая гостиная.
Юсуповский дворец. Часть 3. Помпейский коридор.
Юсуповский дворец. Часть 4. Спальня княгини
Юсуповский дворец. Часть 5. Большая ротонда.