Забота о ментальном здоровье — тренд современного мира. Научившись контролировать базовые животные потребности, человечество начало обращать внимание на внутренний мир каждой личности, пытаться расшифровать эмоции, определить причинно-следственные связи между восприятием реальности и плодами труда. Психологическая наука стала искать, как справиться с внутренними проблемами и сделать человека лучшей версией себя. Киберспорт, где главные действующие лица — люди, а цель деятельности — достижение лучшего результата, не стал исключением.
Краткая история психологии спорта и киберсложности
Психология спорта — молодая отрасль психологической науки. В 1913 году с подачи представителей Международного олимпийского комитета был организован первый конгресс, посвященный этой области, но только в 1965-м появилось ИССП — International Society of Sports Psychology, или Международное общество психологии спорта.
В последующее десятилетие ассоциации спортивных психологов были открыты в большинстве ведущих стран того времени: США, Японии, Англии, Франции, Австралии, Бразилии и многих других. В СССР исследования психологии спорта велись во многих институтах, а деятели этого направления защищали труды и создавали большое количество литературы на тему. Причем полноценные исследования начались довольно рано, где-то в 30-х годах, так как изначальным мотивом было повышение производительности труда на предприятиях и в школах, а впоследствии практическое применение идеально подошло спортивным командам. Со временем люди начали больше узнавать о внутреннем мире самих себя, стали более лояльными к девиациям и сместили угол восприятия, но многие исследования советских ученых до сих пор актуальны.
Интересно, что часть исследований была очень узкоспециализированной. Например, выходили труды в духе «Психофизиологическое влияние пинг-понга» и «Опыт изучения влияния лыжных соревнований на психику лыжников». Полноценные массовые исследования участников соревнований по League of Legends и Dota 2 пока, увы, не проводятся. Вероятно, это еще произойдет в будущем: поколение, для которого киберспорт так же естественен, как пинг-понг и лыжи, уже растет, а энтузиасты ежегодно пишут дипломные работы про эту индустрию. До кандидатских и докторских дело тоже дойдет, будьте уверены.
Спортивная психология является междисциплинарной областью психологической науки, изучающей закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом. Кроме того, спортивная психология изучает влияние различных психологических факторов на результаты соревнований, что, безусловно, является одним из важнейших ее направлений.
Одно только это определение кричит любому, кто сталкивался с киберспортом, что большая часть изучаемых аспектов наверняка была бы полезна при подготовке составов в различных командных дисциплинах — LoL, CS:GO, Dota 2 и любых других. Почему же так сложно нанять психолога в каждый состав и улучшить результаты?
В современный футбол люди играют чуть менее чем 200 лет, но в целом игры с мячом берут начало примерно в 1400 году до н. э. Намеки на существование древнего хоккея датируются 600 годом до н. э., да и почти любым спортивным дисциплинам куда больше лет, чем юному киберспорту, зачатому в самом конце XX века. При этом методички, по которым учат профессиональных спортивных психологов, действительно различаются в зависимости от видов спорта. Футболисты действуют иначе, чем участники сборной по синхронному плаванию, это понятно всем и весьма логично. При этом научно никто пока не может объяснить, на что надо делать упор в тренингах для киберспортсменов. Просто нет таких исследований и людей, которые собрали бы появляющуюся информацию воедино.
Одна из ключевых проблем, почему не все команды нанимают психологов для работы с составами, заключается в отсутствии достаточно квалифицированных для этого специалистов. Достойных спортивных психологов, которые разбираются в тонкостях командных дисциплин и могут провести как первичную, так и углубленную диагностику, достаточно. Проблемы начинаются в моменте, когда методички для футболистов, хоккеистов или синхронистов перестают работать.
Если коротко, то профессиональный спортивный психолог должен быть заинтересован в изучении индустрии и иметь потенциал для проведения исследований. К счастью, индивидуальная работа с игроками будет мало отличаться от «стандартной»: подход к каждому геймеру будет особым, но паттерны поведения, которые профессионал изучал в вузе, будут совпадать, ведь киберспортсмены — обычные люди, а не киборги. Углубленную работу придется проводить именно в командных взаимодействиях, а там пока нет ни одной действительно работающей формулы.
Киберспортсмены и спортсмены похожи, но всё-таки разные!
Разница между спортивной психологией и киберспортивной точно такая же, как между самим традиционным спортом и цифровым. Для успешных выступлений участникам любого типа состязаний нужны уверенность в собственных силах, контроль эмоций и грамотное командное взаимодействие в групповых дисциплинах. Однако тонкая «настройка» спортсмена и киберспортсмена будет различаться, как эквалайзер для двух совершенно разных музыкальных композиций.
Различий между спортсменом и киберспортсменом много (сходств тоже достаточно), поэтому в данной статье мы не станем рассказывать о них, а упомянем несколько важных с психологической точки зрения. Например, в киберспорте в настоящий момент полностью отсутствует селекция, а в профессиональном спорте ребенок чаще всего с детства нацелен на результат. Некоторые проблемы у юных спортсменов бывают из-за несоответствия их желаний и амбиций родителей относительно их будущего, и это тоже поле для работы с психологом, но глобально жажда победы любой ценой к моменту сознательных выступлений на большой сцене у каждого спортсмена в традиционном виде спорта развита достаточно. У киберспортсменов — нет. В моменте победить хочется всем, но на подсознательном уровне у многих есть червоточина: «Эта каточка слита, го некст».
В киберспорт всегда попадают по собственному желанию. Еще пара поколений, и мы наверняка придем к тому, что родители будут выбирать между киберспортивным кружком и футбольным так же играючи, как между двумя дисциплинами традиционного спорта, но пока для каждого геймера это просто хобби, в котором результаты оказались выше, чем у других людей. Переход от «это моё хобби» к «это моя работа» не у всех проходит гладко не только в финансовом плане, но и в психологическом. В спорте ситуация совсем иная: согласно исследованию аспирантки кафедры психологии СПб ГУФК им. Лесгафта С. Ю. Носачевой, лишь 3% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой.
Кстати, возраст киберспортсменов — один из самых неудобных в психологической практике. Играть достаточно вдумчиво геймеры начинают примерно с 13-16 лет, то есть во время самого острого периода копирования моделей поведения окружающих взрослых и атак различных расстройств, связанных с взрослением. В этот период приструнить гормоны практически невозможно, а достаточного жизненного опыта, чтобы справляться с различными возникающими трудностями, пока нет. Киберспортсменом активный геймер с достаточным талантом может стать примерно за год-два, то есть очень часто еще до достижения совершеннолетия, а может, и позже, годам к двадцати, но ментально быть все тем же неокрепшим ребенком перед монитором (из-за активных тренировок и, что греха таить, распространенного хикка-поведения).
Добавьте к этому небольшую выборку людей, которые приходят в гейминг уже после пубертата, и у них тоже получается пробиться в киберспорт, и поймете, почему психологам нужна серьезная подготовка и соответствующее образование, чтобы попытаться связать 16-летнего подростка и 25-летнего юношу в единое целое. В других видах спорта разница в возрасте между участниками команд либо незаметна (сборные по возрастам), либо уже имеет не такое серьезное значение, так как в процессе взросления люди легче адаптируются к ней.
TI выигрывают с психологами
За последние три The International по Dota 2, самого значимого для русскоязычного зрителя киберспортивного турнира, у нас было три чемпиона: OG, Team Spirit и Tundra Esports. И каждая из этих команд имела психолога в штате, с которым участники ростера работали на протяжении сезона или нескольких месяцев перед TI. Хороший аргумент, почему психологи в киберспорте — это грамотное вложение средств организации в результаты на профессиональной сцене.
Психологи в командах по Dota 2 до сих пор явление нечастое, но каждый коллектив, который длительное время работает с таким специалистом, всегда отмечает «успех операции». Так, в 2019 году организация OG наняла Мию Стеллберг — спортивного психолога и психотерапевта, которая на заре карьеры работала с олимпийскими атлетами. В омут «Доты» она бросилась уже после боевого крещения киберспортивной CS:GO: она помогала ENCE и Astralis, последняя выиграла свой первый мейджор под её присмотром.
После The International 2018, победа на котором была внезапной и фееричной, участники OG «не могли найти мотивацию» продолжать играть. Естественно, Мия не волшебница и не дала Ceb, n0tail и компании быстродействующую мотивационную пилюлю, которой хватило на вторую грандиозную победу, но она определенно смогла дать игрокам понять, что им хватит запала на еще один рывок. Причем о том, что у них не было достаточно мотивации, говорили сами киберспортсмены, а психолог была другого мнения, утверждая, что все в команде невероятно увлечены «Дотой», а её задачей было лишь обеспечение достаточно комфортной атмосферы. «Я думаю, что самая важная вещь для киберспортивного психолога — это стабилизировать результаты команды и сделать их более предсказуемыми», — высказалась Стеллберг в одном из интервью. В итоге, как мы знаем, OG выиграла TI9.
В 2021 году чемпионом The International стала команда Team Spirit. Хотя в Восточной Европе отношение к психологам гораздо менее доверительное, чем в Европе или США, организация подписала Александра Nokeepeesh Кузнецова — бывшего сотрудника печально известной M19 по League of Legends. Спасти мертворожденную организацию волшебник-психолог не смог и довольно быстро сменил неперспективную LoL на процветающие в регионе CS:GO и Dota 2. И не прогадал.
После TI 2021 участник ростера Mira отметил, что психолог дал лично ему и команде много хороших советов. Впоследствии Кузнецов также поделился мудростью с начинающими геймерами. Например, призвал разграничивать «желания» и «цели» и отметил, что с последним лучше всего помогает целенаправленная практика.
В 2022 году желанный Аегис довольно неожиданно подняла над головой Tundra Esports. И когда комьюнити начало искать сходства с другими чемпионскими составами, выяснилось, что коллектив вновь пел дифирамбы командному психологу. С Tundra работал Дэниел Абрахамс — бывший профессиональный игрок в гольф.
Гольфист открыто поделился своей методикой с комьюнити, разумеется, не предоставив полноценных наработок, а только заявив о структуре, которой придерживался. Выяснилось, что ростер около полугода работал над пятью биопсихосоциальными столпами: лидерством, структурой, определением ценностей и моделей поведения, осознанной практикой и высокоэффективными установками. Прогресс по ходу сезона был заметен: первые два цикла DPC команда занимала 3-4 места, а на третьем стала чемпионом и прошла на «Инт» по очкам. Да, на PGL Arlington Major 2022 ростер с треском провалился и завершил турнир на 15-16 месте, но спишем это на небольшой регресс ввиду усталости перед тем, как сделать два шага вперед.
Важно отметить, что психологи работают не только как массовики-затейники, проводя командные тренинги для создания позитивной атмосферы, хотя такие мнения о работе специалистов этого направления порой проскакивают в комментариях. Не секрет, что киберспортсменам свойственно тильтовать из-за поражений, «гореть» из-за ошибок тиммейтов или собственных, троллить даже в важных матчах и так далее — все мы это знаем и проходили, читали на Cybersport.ru или видели в пабликах. Чаще всего у каждого из таких проявлений поведенческих особенностей есть своя психологическая причина. Это могут быть банальные «не выспался» или «не смог добиться внимания девушки и пошел срываться на рандомных тиммейтов», а могут быть более глубокие проблемы, вылечить которые долгим сном или женской лаской не получится. Найти и помочь решить их сможет только психолог, в ином случае срывы и приступы с виду немотивированной агрессии останутся с человеком на всю жизнь и весьма вероятно повлияют на карьеру.
Как решить проблему отсутствия скилловых психологов?
В России для этого есть два пути: на авось и через IT. Первый подразумевает, что мы будем делать… ничего. В вузах уже естественным образом появляются экспериментальные киберспортивные программы: Бауманка, МГУ, РАНХиГС и прочие институты уже давно наблюдают за киберспортом довольно пристально, иногда даже открывая целые «пробные» направления. Количество учащихся, заинтересованных в дальнейшей работе в киберспортивной индустрии, но не имеющих достаточного скилла для того, чтобы занять верхнее звено пищевой цепочки (то есть непосредственно играть), будут получать обычные цивильные профессии и успешно применять их в киберспортивной сфере. Десять, двадцать лет — и всё произойдет естественным образом. Уже происходит.
Однако подтолкнуть развитие и выполнить «пятилетку за три года» помогут современные технологии и общие усилия молодых ученых и киберспортивных деятелей. Специалисты, которые получают психологическое образование, могут работать с разными типами социальных групп, обмениваться опытом между организациями и дисциплинами. Тренинги, которые подходят спортсменам и киберспортсменам, могут подойти и людям, которые занимаются командной работой в других областях. Например, Росатом не раз упоминал, что «качества, которые ценятся в игре — логика, стратегическое мышление, командная работа, — востребованы и в атомной отрасли». Это вселяет надежду, что исследования в области психологии будут с каждым годом расширяться, а киберспорт — пристально изучаться.
Многие великие люди считают, что проапгрейдить наше понимание себя может только наука. Соглашаться с этим или нет — ваше право, но глубокие исследования в области психологии могут помочь сделать шаг вперед всему человечеству. Киберспорт и его особенности — еще одна деталь огромного пазла Вселенной.