В 1948 году Научный автомоторный институт (НАМИ), главный генератор идей в автопромышленном секторе того времени, выпустил первые в СССР концепт-кары электромобилей НАМИ-750 и НАМИ-751, работающие от свинцовых батарей и развивающие скорость до 36 км/ч с запасом хода около 70 км.
Обе машины представляли собой компактные фургоны вагонного типа. Конструкция обеих моделей создавалась не путем копирования какого-либо образца, а самостоятельным проектированием на основе исследования перспективного развития отдельных узлов и механизмов. Автомобили различались грузоподъемностью и были выполнены по единой принципиальной конструктивной схеме, продиктованной стремлением приспособить электромобиль к его специальным условиям работы. По предварительным оценкам, в городских условиях перевозка грузов на электромобилях должна была обходиться на 15–20% дешевле, чем на автомобилях с бензиновыми двигателями.
В 1959 году на базе серийных УАЗ-450 и УАЗ-450А была разработана самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ. Основное назначение - обслуживание аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
В 1975 году выпустили первые электрокары УАЗ-451 с применением установок переменного тока, что позволяло заряжать батареи от любой электросети. Основное назначение - перевозка колбасных изделий в городских условиях.
Каждая последующая партия электромобилей с маркой УАЗ была в чем-то совершеннее предыдущей. Машины 1983 года имели более экономичную и надежную систему электропривода, а электрический блок управления на интегральных микросхемах обеспечивал наиболее экономный режим движения. Световое табло давало полную информацию об исправности всех электронных систем.
В начале 80-х ВАЗ выпустил 47 электромобилей 2801, но, из-за слишком малого запаса хода проект решили закрыть.
В 2022 году в Калининградской области Росатом начал строительство завода по производству литий-ионных аккумуляторов, которые будут применять в электробусах, электромобилях и спецтехнике, а также заявил о своем участии в проекте нового автомобиля «АТОМ», который будет иметь запас хода до 500 км и развивать скорость до 170 км/ч.
«В 2023 году мы покажем функциональные прототипы «Атома», а уже в 2025 году планируется начать продажи электромобилей», — сказал исполнительный директор стартапа Харальд Грюбель.
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY