Найти тему

«Искусство удивлять»: о роли русских купцов в развитии отечественной культуры

Изучаем со студентами творчество А.Н. Островского, рассматриваем эволюцию образов: от купцов в комедии «Свои люди сочтемся» до промышленников в «Бесприданнице». И что я слышу от студентов, помнящих тему «мир купечества» после сдачи ЕГЭ, – «темное царство», «самодуры», «стяжатели» и etc. А почему дворянин Островский так много внимания уделял купечеству? Чтобы сатирически представить пороки нового сословия, вряд ли. Островский предугадал миссию русского купечества. Это те, кто будут строить больницы, открывать музеи, школы, преумножать богатство России, прославлять свое отечество за рубежом.

Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность, это служение было не принуждением и боязнью кары небесной, все делалось по зову души.

А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво — критически говорим: "Самодур..." А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву..."

Из воспоминаний Ф. Шаляпина

Да, именно те, у кого были внушительные капиталы, смогли собрать для потомков великие творения художников. Для коллекционирования нужно обладать не только средствами, но и знаниями, вкусом.

Так откуда же возник феномен русского меценатства и что в нем было особенного? Неверно было бы сводить все побуждения, двигавшие великими благотворителями конца XIX века, исключительно к стремлению занять место дворянства. Хотя и этот мотив, безусловно, присутствовал, и не случайно купцы, заработав свои первые капиталы в 1860–1870-х годах, тут же начинали приобретать и реконструировать старинные усадьбы. Но основное стилистическое различие заключалось именно в происхождении буржуазии отечественной и западной.

Русские купцы за два поколения от простых торговцев поднялись до промышленников, владеющих огромным состоянием, но никогда не разрывали своих связей с породившей их средой. Отсюда и совершенно разная мотивация при благотворительности. Западный меценат, как прошлый, так и современный, руководствуется, прежде всего, идеей сделать что-либо уникальное для себя (рекомендую посмотреть фильм «Лучшее предложение», где рассказывается об истории любви и обмана в мире дорогих художественных аукционов и антиквариата). В России купцы стремились приумножить культурное богатство отечества, признавались самым обеспеченным классом Российской империи в конце ХIХ века. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Многие династии русских купцов посвятили себя меценатству. Петр, Алексей и Васили Бахрушины строили больницы, музеи, учреждали именные стипендии. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи — Историческому, где были две залы его имени.

Савва Иванович Мамонтов открыл миру великого певца Шаляпина; сделал популярным Мусоргского; обеспечил огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Был советчиком для многих творческих лиц: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения. С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево.

Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Моне, Дега — была в коллекции С.И. Щукина.

Купцы К. Станиславский и М. П. Рябушинский прославили русскую культуру во всем мире.

Не хочу идеализировать представителей купечества. Многие читатели в праве меня упрекнуть в том, что не пишу о скандалах, ведь «почудили» русские меценаты немало. Чего только стоит семейная трагедия Саввы Морозова. Но это частная история жизни, и не нам их судить.

Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века • Arzamas

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ