В конце 1950-х годов как и сейчас, международная обстановка была весьма и весьма напряженной.
В самом разгаре был "Берлинский кризис" и Хрущев поручил ускориться с созданием межконтинентальных баллистических ракет средней и большой дальности Р-14 и Р-16, способных нести в боевой части ядерные и термоядерные заряды.
Примерно в тоже время в декабре 1959 года был образован и новый вид Вооруженных Сил СССР - Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН) ставшие составной частью «ядерной триады» СССР.
Надо сказать, что «ядерной триадой» обладали в то время только две сверхдержавы - СССР и США. Да и сейчас, она есть только у США и России.
Что такое «ядерная триада»? Это оружие с ядерными боеголовками, которые могут доставлять межконтинентальные баллистические
ракеты, стратегическая авиация и атомный подводный флот. По земле, воздуху и воде.
Немногим позднее, уже к середине 1960-х годов на южных рубежах СССР в нескольких сотнях километров от Алматы на горном плато в Талды-Курганских степях рядом с посёлком Сары-Озек и появился один из секретных объектов "ядерного кулака" империи, состоящий из трех хорошо замаскированных шахтных пусковых установок (ШПУ) и наземных пусковых установок.
Специально для этого там была создана и разместилась в суровых по климату местах, 68-я ракетная бригада РВСН СССР. Нетрудно догадаться, что спрятать и замаскировать ШПУ в степях Центральной Азии гораздо сложнее, чем в Сибирской тайге или лесах средней полосы страны.
Летом тут палящее солнце и 40-градусная жара, а зимой жестокие ветра и холод как на Севере.
Кроме стартовых позиций РВСН рядом с посёлком построили и ложный аэродром, а позднее разместили ПВО и другие воинские части.
Ракетную бригаду оснастили самыми современными на тот момент межконтинентальными баллистическими ракетами Р-14(У) на жидком и очень ядовитом топливе гептиле.
На вооружении бригады кроме трёх ШПУ стояли варианты и в наземном исполнении.
Ракета же Р-14 имеет весьма интересную судьбу. Изначально она проектировалась как одноступенчатая и боевая.
Но больше всего она принесла пользы в гражданской жизни, а отнюдь не в ядерном противостоянии. После нескольких модернизаций Р-14 превратился в ракетоноситель Космос-3М (11К65М) с двумя ступенями и активно использовался для вывода спутников на космическую орбиту.
За десятилетия жизненного цикла было совершенно более четырёхсот успешных запусков ракеты в космос.
Последний запуск Р-14 (Космос-3М) состоялся в 2010 году и тогда на орбиту был выведен очередной военный спутник и оставшиеся ракетоносители были утилизированы. Говорят, что причиной этого является высокая токсичность гептила, который использовался в этой старой - старой ракете. А так бы ещё полетала...
Но вернемся к к позициям РВСН в Сары-Озек. Типовая ШПУ для группового старта имела название "Чусовая" и представляла собой прямоугольник, в которой размещались три шахты.
Между шахтами был расположен командный пункт управления с тоннелями и несколькими подземными этажами. Расстояние между шахтами было около 100 метров. Каждая шахта имела мощное защитное устройство шахты. Это раздвигающаяся крышка шахтного колодца, откуда и производится пуск Р-14У.
С учетом ТТХ Р-14, это смертоносное оружие из под Алматы способно было поразить почти любую цель в Азии, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
В некоторых источниках попадается информация, что из Сары-Озека в 1970-е годы даже были произведены успешные учебные пуски двух ракет Р-14У. Учитывая, что ракеты имеют дальность до 4500км, можно предположить, что цели были на Камчатке.
К началу 1980-х годов Р-14 начали постепенно снимать с дежурства и заменять на более современные решения. Ракеты были законсервированы и поставлены на хранение. Уничтожение же Р-14 происходило несколько позднее по договору СНВ - 2 между СССР и США. Это тот самый договор, который был подписан Горбачевым в конце 1980-х - начале 1990-х.
После распада СССР стартовые позиции ракетной бригады были окончательно заброшены, а оставшиеся воинские части покинули эти места.
Многие годы и даже десятилетия - это наследие ракетного щита "империи" никому было не интересно. Примерно где-то до середины 2010-х годов всё это добро стояло почти совершенно нетронутым и неразграбленным.
Но в последние годы земли были выкуплены в частную собственность и казахи начали постепенно рекультивировать территорию и изымать добро из земли.
За несколько лет казахам удалось расковырять половину ШПУ на арматуру, срезать весь металл, а остальные бетонные блоки новомодной техникой раздолбить не сумели. Умели же в СССР строить на века.
Жаль, конечно, что из этого объекта не сделали какой-нибудь техно-музей. Судя по спутниковым картам, защитные колпаки на шахтах стояли еще пару лет назад.
А добра здесь хватает - арматура толщиной в палец, тысячи тонн бетона, толстенные герметичные двери и вот это всё.