Первая половина 1780-х, Франция.
Знаменитый драматург Бомарше написал пьесу "Безумный день, или Женитьба Фигаро", где в пятом акте у главного героя есть монолог:
<...> Пока я пребывал на казённых хлебах, была введена свободная продажа любых изделий, вплоть до изделий печатных. Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности, должностных лиц, благонадёжных корпораций, Оперного театра, равно как и других театров, а также всех лиц, имеющих к чему-либо какое-либо отношение, – обо всём же остальном я могу писать совершенно свободно под надзором двух-трёх цензоров. Охваченный жаждой вкусить плоды столь отрадной свободы, я печатаю объявление о новом издании и для оригинальности придумываю ему название «Бесполезная газета». Что тут поднялось! На меня ополчился легион газетных щелкопёров, меня закрывают, и вот я опять без всякого дела. <...>
Французский король Людовик Шестнадцатый запретил постановку слишком смелой пьесы.
Бомарше от греха подальше перенёс действие из Парижа в Мадрид, и Фигаро зубоскалил над испанскими соседями. Но примитивный трюк не сработал: пьеса осталась запрещённой.
В 1784 году над Францией повеяли ветры перемен и премьера всё же состоялась.
Тем временем король пытался подпереть шаткую власть окружением из аристократов и высших чиновников с военными, но в 1789-м вынужденно созвал Генеральные штаты, которые вскоре объявили себя Национальным собранием. А ещё через месяц парижане штурмом взяли Бастилию — главную государственную тюрьму — и началась Великая французская революция.
В 1791 году Людовик попробовал бежать, был задержан и возвращён в Париж, где ему пришлось подписать Конституцию. Ещё год конституционный монарх интриговал, но летом 1792-го интриги закончились потерей престола, и в январе 1793 года низложенного короля казнили на гильотине.
Какое отношение к этому имела пьеса Бомарше с рассуждениями Фигаро насчёт свободы слова и совести?
Да никакого. Это же просто комедия!
Хотя монолог, возмутивший Людовика Шестнадцатого и прозвучавший со сцены в Париже в 1784 году, запрещали ещё дважды: в 1802-м, когда Наполеон Бонапарт служил консулом Французской республики и собирался стать императором, и в 1871-м, после подавления Парижской коммуны.
Может, Людовик Шестнадцатый был прав, и "Женитьба Фигаро" — не просто комедия, а что-то большее?