Братья и сестры, мир вам! Наверное, вы слышали сложное для первичного произношения слово "апокатастасис". Что это такое и почему апокатастасис Оригена - ересь, мы разберём прямо сейчас.
Апокатастасис в переводе с греческого "восстановление". Иными словами, это учение о конечности адских мук. Одним из ярких его представителей является Ориген.
Сразу скажу, что его учение сразу несколькими Вселенскими соборами было признано ересью. Поэтому не стоит воспринимать его тезисы, как православные догматы.
Акокатастасис Оригена
Фундаментальная идея Оригена состоит в том, что всё со временем приобретёт свою изначальную совершенную природу. При этом Ориген говорит об апокатастасисе духов и умов (о людях мыслитель не пишет).
По Оригену адские муки не являются вечной участью грешников. А факт наличия в Священном Писании множества явных тому свидетельств, он сводит лишь к некой запугивающей христиан функции. Дескать, из страха попасть в геенну огненную навечно, люди не будут грешить.
Идеей, что всё сотворённое Богом преобразится и перейдёт в одно общее блаженство, Ориген трактует слова апостола Павла, что Бог будет всё во всём (1 Кор 15).
Учение Оригена было признано еретическим сразу несколькими Вселенскими соборами в том числе пятым - Константинопольским.
Апокатастасис Григория Нисского
Что касается апокатастасиса Григория Нисского, то его положения могут стать даже неким искушением для неофитов.
Главное отличие апокатастасиса Григория Нисского от апокатастасиса Оригена заключается в том, что Григорий Нисский говорил не о неких духах и умах, которых ждёт всеобщее восстановление, как мыслил Ориген, а о конкретных людях: о праведниках и о грешниках и о духах: ангелах и бесах.
По святителю Григорию Нисскому, в итоге (вероятно, речь идёт о событиях после Страшного суда) праведники унаследуют жизнь вечную, а грешники, увидев свою ничтожность, будут помилованы и в итоге преобразятся в праведников. То же касается и мира духов. Апокатастасис предполагает в том числе прощение Богом бесов с последующим их восстановлением в ангельских образах.
Григорий Нисский считал, что адские муки специально созданы Богом для врачевания грешников и последующего их восстановления в чине праведников.
Иерей Георгий Максимов написал основательный доклад по теме вечности адских мук. Более того, он записал весьма подробное видео, где по полочкам раскладывает проблематику на примере высказываний профессора МДА А.И. Осипова, в которых богословская комиссия при Патриархии обнаружила определённые отхождения от православного вероучения. Видео прикреплю ниже, а интересную статью читайте, пройдя по этой ссылке.