В 1976-м году Манфред Мэнн решил сменить амплуа своей группы Manfred Mann’s Earth Band, изменив основной ее саунд с прогрессива на арт-рок. Для этого ему пришлось заменить фронтмена-гитариста сразу на двух музыкантов. Однако добился желаемого он только частично – в США новый альбом «The Roaring Silence» хоть и добрался до «золота», но до «платины» ему далеко даже сегодня.
Прекрасно помню тот пасмурный зимний день самого начала 1977 года, когда до меня вдруг дошел слух, что появился новый альбом очень популярной тогда в СССР группы Manfred Mann’s Earth Band, и мне сразу же стало известно, у кого именно эта пластинка имеется. Это оказался мой сосед через три подъезда, который занимался фарцовкой всем, что касалось музыки, и жил он на этом неплохо.
А я тогда был еще школьником, только за год до этого вообще начал интересоваться рок-музыкой, зато с несколькими предыдущими альбомами Манфреда был знаком прекрасно. И каждый альбом этой группы был шикарней предыдущего, достижение апогея было в «Соловьях и бомбардировщиках» в 1975 году, и я, естественно, ожидал, что новый альбом будет как минимум не хуже.
На видео: концертное исполнение "Spirits in the night" в 1976 году во время американских гастролей. Картинка, правда, не ахти, но другой не обнаружилось
В общем, прибежал я к своему соседу, сжимая в руке 4 полновесных советских рубля, чтобы взять пластинку для записи на магнитофон на 1 час. Вообще-то пластинка на запись тогда стоила 3 рубля, но так как я имел дело с новинкой, то и цена, естественно, повышалась. Торговаться было бессмысленно – это был профессионал и действовал он по принципу – «или плати, или вали».
Ну, я заплатил и сразу же побежал домой – аппаратура была уже подготовлена к намечающемуся празднику, пленка заправлена, вертушка разогрета, оставалось только кинуть пласт на иглу и записать. По дороге домой я, правда, обратил внимание на то, что из состава музыкантов на этом альбоме, который назывался «The Roaring Silence», вдруг куда-то исчез Мик Роджерс, признанный «визуальный» лидер группы. Сам Манфред-то просто музыкант, хоть и неординарный, но без вокала Роджерса и его сногсшибательных звуков гитар – это уже не та музыка, а просто озвучка фильмов Манфредом Мэнном.
Странно, подумал я, устанавливая диск на вертушку. Очень странно. Что я там услышу, если Роджерса нет среди музыкантов нового альбома, а заменяют его два каких-то ранее неизвестных мне чувака – отдельно вокалиста и отдельно гитариста?
И я услышал какую-то дикую смесь клавишных талантов Манфреда и вокальных трелей Демиса Руссоса, которого у нас тогда тоже крутили в каждом окне по всем улицам. В принципе, с этим хоть как-то можно было мириться, но все еще вдобавок портил гитарист, который на соло играл много и профессионально, но как-то бестолково, без той души, которую в свои соляки вкладывал Мик Роджерс. Это мне напомнило виртуоза-скирпича, который в оркестре играет прекрасно, а поручи ему сочинить собственную линию – оказывается бездарем. В общем, сплошные клише, причем гитарный саунд совсем не «манфредмэнновский».
Ну, записал я этот диск, и сначала пожалел потраченных 4-х рубликов, потому что рассчитывал на праздник, а получился форменный облом. Я подумал, что такую музыку можно слушать и в более низком качестве, например, подождать, пока альбом не запишет кто-то из моих знакомых, а потом перезаписать у него его с ленты всего за 1 рубль, или вообще даром.
Но что случилось, то случилось, никто мне мои 4 рубля возвращать не собирался, и я остался один на один с этим странным «попсовым» альбомом гениального прог-рокера Манфреда Мэнна. Приходилось его слушать и хвастаться всем, какой я удалой, схватил новейший диск одним из первых, и теперь я как бы эксперт по MMEB среди всех остальных. Исключая, конечно, моего соседа-фарцовщика, который меня не предупредил о том, что музыка на альбоме – форменное «фуфло».
Но с другой стороны – а зачем он должен был меня об этом предупреждать? Я что, интересовался у него по поводу альбома? Заплатил, схватил и убежал, а с него и взятки гладки.
Однако прошло немного времени, я понемногу музыку с нового альбома расслушал, и даже начал находить в ней кое-какие прелести. Конечно, Крис Томсон – рок-вокалист еще тот, настоящий Гамлет из слащавых опер Шекспира. Но если не обращать на его демисо-руссовские стенания особого внимания, то альбом можно было слушать и даже не особо кривиться.
Да, гитарист Дэйв Флетт тоже оказался не фонтаном, Роджерсу он и в подметки не годился, но я все же постепенно к нему привык, сконцентрировавшись на тех моментах, где ни его, ни Гамлета особо не было слышно.
А вот эти моменты без вокалиста и гитариста все же были по-настоящему «манфредовские». Я даже научился слушать музыку, «засоренную» двумя новичками, как бы пропуская их потуги показаться рок-музыкантами мимо ушей. И я так приноровился, что буквально через полгода уже не считал альбом провальным, а когда много лет спустя я принялся за создание своей виниловой коллекции, то постепенно прикупил сразу несколько вариантов этого диска.
Так, сейчас у меня в коллекции есть и немецкий первопресс, и американский выпуск 1977 года с синей обложкой и добавочной композицией «Spirit In The Night» в исполнении Томпсона, и тайванский на лейбле «Holy Hawk», а основу моей этой мини-коллекции составляет оригинальный английский выпуск. Для сравнения – даже мой любимый «Nightingales and Bombers» у меня только в двух вариантах – немецком и российском, таким образом на «нелюбимый» «The Roaring Silence» я денег потратил раза в три больше!
Ну ладно, теперь, спустя почти полвека после выхода этого альбома отношение к нему совсем другое. Это плоть от плоти Manfred Mann’s Earth Band, хоть и без шедеврального Мика Роджерса в обеих ипостасях (вокал и гитара). Со временем Манфред Мэнн сделал все, что бы постепенно, как бы незаметно, оторваться от прог-роковых корней, олицетворяемых Роджерсом, и без особой ломки отношений со старыми фанатами, выйти на американский арт-роковый рынок.
Да, Роджерс впоследствии вернулся в группу, но того фонтанирования музыкальных идей в музыке MMEB никто больше не слышал. А после 1983 года диски новые группы перестали попадать не только в британские и американские чарты, но и во все остальные более-менее значимые. Таким образом период коммерческой успешности для Манфред Мэнна ограничился 1975-1982 годами, когда он еще придерживался рок-музыкальной линии, а пиком этой успешности стал год 1976-й, потому что именно альбом «The Roaring Silence» добрался до 10-й позиции одновременно в британских и американских чартах, причем это был первый диск, вообще попавший в британские списки популярности, и второй – в списки Германии.
Также альбом впервые в истории группы попал и в чарты других стран, в частности – Канады (№ 6), Австралии (№ 8), Австрии (№ 10).
В общем, диск «The Roaring Silence» получился на славу (в коммерческом отношении), особенно учитывая, что главный сингл с него «Blinded by the Light» возглавил чарты США и Канады и «пролез» на 6-ю позицию в Великобритании, показав неплохие результаты также в Тихоокеанском регионе (Австралия и Новая Зеландия).
Однако недолгим был триумф, и чартовые успехи группы с выходом следующих альбомов стали ухудшаться. Сам Манфред, правда, в финансовом отношении от этого не сильно страдал, потому что он еще в 60-е написал десятки разных шлягеров мирового уровня, которые приносили ему постоянный доход, позволяющий впоследствии вести даже убыточную музыкальную деятельность. Однако музыкантов его группы это не устраивало, и с тех пор бренд «Manfred Mann’s Earth Band» снова превратился в чисто сольный проект лично Манфреда, в который он нанимал музыкантов уже не в качестве участников группы, а как бы приглашенных музыкантов, причем эти ротации происходили постоянно.
Ну ладно, о творчестве Манфреда Мэнна можно написать несколько пухлых томов, а нам сейчас надо разобраться с диском «The Roaring Silence», чтобы выяснить, чем же так порадовал публику маэстро в альбоме, который представил одновременно сразу два направления рок-музыки – «дремучий» прогрессив и новомодный арт.
Сторона 1:
1). Blinded by the Light (7:06) «Ослепленный светом». Просто шикарная песня, если не крошить батон на Томпсона с его «попсятским» вокалом и на гитариста Флетта с его попытками выглядеть оригинальным. Кстати, одновременно с Флеттом на гитаре где-то поигрывал и Томпсон, правда, не совсем понятно, где именно. Это можно с некоторой долей уверенности определить только, просмотрев концертные записи песен с этого альбома, хотя гитарный вклад в обе версии этого номера мог быть разным. Эту песню написал Брюс Спрингстин еще в 1973 году, но то был обычный развеселый американский фолк, а Манфред сделал из него отличный прог-роковый шедевр. Правда, весь этот прог-рок утонул под давлением «британского Демиса Руссоса», да и отчаянные трели соло-гитары не делают из песни рок-шедевр, однако Манфред очень хорошо ее отделал своими клавишными самых разных типов.
2). Singing the Dolphin Through (8:16) «Проникновенное пение дельфина». Я представлял, как бы эту песню спел Мик Роджерс, и не смог. Зато я представил, насколько прекрасно сыграл бы в ней он свое соло, потому что Флетт нам тут никаких откровений не выдал – все его соло стандартны и не несут какой-то исключительной музыкальной ценности. Песню написал шотландский «лирик» Майк Герон, сама по себе она хороша, и Манфред слабал на своем синтезаторе тоже неплохо, плохо только, что мало.
3). Waiter, There's a Yawn in My Ear(5:35) «Официант, мне на ухо зевают». А это очередной шедевр пера Манфреда, и хорошо, что он инструментальный, никаких Демисов Руссисов. Даже Флетт свое соло сыграл как-то более-менее эмоционально, конечно, до Роджерса ему далеко, но все же тут чувствуется настоящий, не испорченный арт-роком Manfred Mann's Earth Band со всеми своими прогрессивными корнями. Настоящий шедевр. Кстати, основной рифф этой композиции был придуман Манфредом еще в 1970-м году для своего очередного джаз-рокового проекта Manfred Mann Chapter Three и назывался «Fish». Впрочем, из этого риффа ничего тогда не получилось, и его в демо-версии можно услышать только на альбоме «архивных редкостей» Манфреда «Odds & Sods - Mis-takes & Out-takes» 2005 года. И еще: обложка альбома с ртом в ухе как раз и представляет собой визуализацию названия этого трека.
Сторона 2:
4). The Road to Babylon (6:49) «Дорога в Вавилон». А это какой-то закрученный ностальгический блюз с продолжительным солом Флетта, который написали Манфред Мэнн, бас-гитарист Колин Паттенден и какой-то британский саксофонист Питер Томас, который, кстати, написал для следующего альбома MMEB известный хит «Chicago Institute». Но то хоть хит был, а этот блюз – ни то, ни сё, думаю, что Роджерс не согласился бы в нем петь – слишком жалко выглядел бы тут его вокал. Кстати, ходят слухи, что соавтором этой песни был и Роджерс, этот факт упоминается во многих источниках, правда, откуда сами эти источники черпанули информацию – неясно. По-моему, они перепутали Роджерса с Томасом, потому что в альтернативных источниках упоминается только Роджерс без всякого Томаса.
На аудио: концертная запись трека "Road to Babylon", сделанная 15 октября 1976 года, правда, неизвестно, где именно
5). This Side of Paradise (4:45) «По эту сторону рая». Прекрасная композиция, даже невзирая на присутствие в ней вокала Томпсона. Манфред тут наяривает на синтезаторе как бешеный. Эта песня тоже написана Манфредом, Паттенденом и Томасом (Роджерсом).
6). Starbird (3:05) «Звездная птица». А эту почти что инструменталку написали Манфред Мэнн и барабанщик Крис Слейд. Очень неплохая прог-роковая перекличка на соло Флетта и Манфреда, завершающаяся шикарной пасторалью в виде известной оперной музыкальной темы Стравинского «Жар-птица» (1910 г.)
7). Questions (3:55) «Вопросы». И снова произведение Манфреда и Слейда. Как всегда, Манфред пихнул в композицию классику, на этот раз соль-бемоль мажор Шуберта. И хоть Флетт на своем соло сыграл до ужаса банально, но все же он ничего не испортил, и песня получилась не просто шикарной, а весьма шедевральной.
Также в 1977-м году вышло переиздание альбома в США, на котором появился предыдущий хит MMEB «Spirits in the Night», но уже в исполнении Криса Томпсона. Правда, звуковая дорожка была взята старая, 1975 года с Роджерсом, но вот на этой версии отсутствует его соло-гитара. В общем, получился такой укороченный сингл-вариант, который американцы и канадцы не преминули вставить не только на сингл, но и на переиздание альбома «The Roaring Silence», попутно изменив цвет его конверта с кофейного на синий. Для справки – первый канадско-американский выпуск 1976 года и по трек-листу, и по цвету конверта, полностью соответствовал британскому и европейским выпускам, изменения коснулись только переиздания 1977 года.
8). Spirits in the Night (3:16) «Дух в ночи». В принципе, неплохой трек получился, хоть и всего из двух куплетов и без соло. Впрочем, его лучше слушать в концертном варианте 1976 года – я его вывесил наверху этой публикации.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г. ~ прекрасный образец «прогрессивного» арт-рока
«Glorified Magnified», 1972 г. Как Манфред Мэнн записал свой единственный хард-роковый альбом
Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы
Интересные видео с «живых» концертных выступлений Manfred Mann’s Earth Band периода 1973-1974 гг.