Морские авиационные отряды комплектовались в основном отечественными летающими лодками, разработанными конструктором Д. П. Григоровичем. До войны он спроектировал опытные летающие лодки М-1, М-2 и М-3, что позволило создать первую летающую лодку, пригодную для использования в военных целях, — М-4. Эта лодка была построена малой серией в 4 единицы. В производстве ее сменила более совершенная М-5. Как и М-4, лодка М-5 была бипланом и имела деревянный фюзеляж, каркас которого изготавливался из ясеня. Обшивка была фанерной. Снаружи фюзеляж покрывался бесцветным лаком, внутри — олифой.
Конструкция крыльев была двухлонжеронная, расчалочная. Хвостовое оперение крепилось над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках-трубах.
В качестве силовой установки обычно использовался двигатель «Гном-Моносупан» мощностью 110 л. с. Было построено несколько машин с двигателем мощностью 120 или 130 л. с., однако ожидавшееся увеличение скорости не было достигнуто из-за роста полетной массы. Двигатель комплектовался толкающим винтом и устанавливался за кабиной летчиков на стальной раме.
Некоторые лодки были вооружены пулеметом «Максим» или «Виккерс», смонтированном на шкворневой установке перед местом летчика-наблюдателя, сиденье которого располагалось справа от летчика. В кабину можно было брать мелкие бомбы, а под крыло — подвешивать более крупные. Лодка развивала скорость полета 105 км/час и могла находиться в воздухе до 4 часов. Серия построенных лодок М-5 включала 183 единицы. С июля 1915 г. по июль 1917 г. только авиа-отряды Черноморского флота получили 71 машину этого типа, примерно 60 машин было направлено в авиашколы.
Еще большим тиражом — около 500 единиц — была выпущена летающая лодка М-9, спроектированная Д. П. Григоровичем в том же 1915 г. Как и М-5, лодка М-9 представляла собой биплан, однако имела большие размеры и двигатель мощностью 150 л. с. М-9 обладала отличной мореходностью, что позволяло использовать ее в боевых условиях и в открытом море. На взлете и при посадке она свободно преодолевала волны высотой до 0,5 м. Максимальная скорость полета достигала 110 км/час.