Найти тему
Карамелька

Не хочешь быть моей мамой?

А Девчонки росли с бабушкой. Работа отца была связана с разъездами, а матери у них не стало, когда младшей сестренке было чуть побольше годика.

Бабушка прожила трудную жизнь, родившись в начале двадцатого века, она была старшей в многодетной семье, и тоже росла без матери. Мама умерла, когда ей было всего восемь лет, отец женился по - новой, и хоть мачеха была совсем девчонкой, всего на десять лет старше падчерицы, но она стала Ане и её сестре настоящей матерью. Немного забегая вперед, скажу, что девчонки (Анины внучки) застали свою прабабушку Александру, уже старенькую, целый день лежащую на русской печке.

Бабушка Анна еще девчонкой пережила революцию, хоть вряд ли в далекой северной деревушке они её заметили, хотя, возможно, какие-то отголоски докатились и до туда. А вот гражданскую войну она вспоминала часто. Тогда русский север заполонили интервенты, бабушка рассказывала, что прямо за деревней стояли палатки, где жили англичане. Впрочем, ребятишек они не обижали, наоборот, угощали их шоколадом и тушенкой. А, немного в стороне, километрах в пятнадцати шли ожесточенные бои. Местные жители, не особо разбираясь в политике, прятались и от красных, и от белых.

Как в детской игре, кто не спрятался, тот не виноват. В этом самая большая трагедия гражданских войн, когда члены одной некогда дружной семьи, могут не по своей воле оказаться по разные стороны баррикад.

Помнила бабушка и коллективизацию, вернее, обратную ее сторону, когда раскулаченные семьи привозили на север, и, как они тут умудрялись выживать.

А потом девушку Аню совсем молоденькой выдали замуж, девчонки никогда не видели своего деда, но, по рассказам он был добрым мягкотелым человеком, свою молодую жену никогда не обижал. Родилось у них трое детей, да не удалось им пожить счастливо.

Муж работал продавцом, и как-то пешком зимой отправился в райцентр, и никто толком не знает, что случилось, то ли потерял он деньги, то ли украл кто, но деда, а был он в то время совсем молодым парнем, осудили, и дали ему десять лет без права переписки.

И бабушка осталась с тремя ребятишками одна перед войной, как она всё это пережила, трудно представить. Рассказывала, как выходила на берег реки, и выла там в голос часами, так ей было легче. Потом старшая внучка, когда стали проходить в школе Плач Ярославны, все время представляла на этом месте свою бабушку.

Она так и не дождалась ни одного письма от деда, о его судьбе ничего не известно, есть даже такое мнение, что десять лет без права переписки – в то время, на языке чекистов означало: расстрел.

Но вроде бы незадолго перед смертью, бабушка получала письмо от деда, вроде в годы перестройки, разбирали архивы, и нашли смятый листочек. А может быть – это просто семейная легенда.

Как удалось пережить с детьми трудные военные и послевоенные годы? Отец рассказывал девчонкам, как бегали осенью в школу за несколько километров, как искали на уже убранном поле потерянную морковку:

- Если найдешь, об штаны вытрешь, вот и завтрак, и обед, а не найдешь, то до вечера зубами лязгай, как голодный волк.

А после войны этих заморышей – мальчишек, которые еще и бриться не начинали, отправляли в лес на заготовки древесины, страну нужно было поднимать из руин, жили в лесах, в бараках, работали по пояс в снегу.

Вот пережила Анна тяжелые годы, вырастила мальчишек, относилась к сыновьям ревностно, была б ее воля – ни одну женщину бы к ним не допустила.

Младший так и не женился, не сумел, наверное, мать ослушаться, так и прожил жизнь бобылем, подружился с зеленым змием, умер, впоследствии, в доме инвалидов.

Старший, воспользовался отсутствием матери, женился сразу, как только она попала в больницу. Она потом до глубокой старости, возмущалась:

- Вот, провалялась почти месяц в больнице, а он привел жену домой.

А сыну – то уже за тридцать было, вот и девчонки родились.

А теперь, их и делить ни с кем не нужно, знай, воспитывай. Бабушку внучки, конечно, любили, да и она их тоже.

Прошло несколько лет, старшая Катька уже в четвертом классе училась. И вот как-то возвращалась домой, по привычке, разглядывая следы на снегу. К дому подходит, а там явно кто-то чужой заходил, следы совсем незнакомые, кто же это на каблуках прошел, да и обратного следа нет.

Домой зашла, первое, что увидела незнакомые женские сапоги у порога, красные, на каблуках. А у стола незнакомая женщина хлопочет, какую-то вкуснятину готовит.

Бабушка говорит:

-Тетя Лида у нас в гостях. Это отца вашего подруга.

Сестры ничего против не имели, как-то быстро подружились с тетей Лидой. Младшая даже мамой её называла. Почему она первый раз пришла знакомиться одна, когда отец был на работе? Наверное, он так и не решился бы привести её домой, побаиваясь матери.

И тетя Лида стала часто приходить, даже тогда, когда отец был в отъезде. У неё был тогда муж, может поэтому она не переселялась окончательно. Как уж она решала вопросы со своими частыми отлучками из дома, - этого сестры не знали, да их, детей, если честно, это тогда совсем не волновало.

А, может быть, они и не жили вместе, по - крайней мере, как-то она пригласила старших девчонок к себе в гости, никакого мужа там не было. Тетя Лида показывала, какие вещи заберет с собой, когда переедет окончательно, вот, например, эти шторки, здесь к окнам они не подходят, а в деревенском доме будут в самый раз.

Но время шло, тетя Лида и не думала переезжать, а сестренки её ждали. Она всегда что-нибудь вкусненькое придумывала из простых, имеющихся продуктов.

-2

Бабушка утром затапливала печь, ставила туда чугунок с супом, в котором только картошка, да мясо, да чугунок не чищенной картошки. А тетя Лида умудрялась разнообразить питание, оказывается, у супов есть названия: борщ, щи, рассольник. А, если залить обычные макароны подливкой, можно даже без мяса, пальчики оближешь.

Но, тетя Лида приходила все реже и реже, старшая Катя стеснялась ходить в магазин за хлебом. Хлеб привозили каждый день, но очередь за ним образовывалась с самого утра, бесцеремонные бабки, не стеснялись при девочке обсуждать их семейную ситуацию.

А иногда, какая-нибудь особо любопытная бабенка, могла и на улице остановить и, якобы проявляя заботу, поправить воротничок, а если дело было зимой, то шарфик, и ласково поинтересоваться, мол, что там у вас, отец-то женился, или как?

Тетя Лида стала появляться не чаще, чем раз в месяц, и теперь только в те дни, когда отец, бывал дома. Тогда они устраивали праздник, готовили что-нибудь вкусненькое, приглашали гостей, пили спиртное. Девчонкам, привыкшим жить в тишине, и совсем не привыкшим видеть отца пьяненьким, всё больше это переставало нравиться. А однажды, когда тетя Лида решила, наверно, сыграть роль матери, и пьяненькая отозвала уже подросшую Катьку в сторону, чтобы рассказать ей о том, какие изменения происходят в организме девушек. У Кати это не вызвало ничего, кроме отвращения. Во-первых, тетя Лида опоздала с этим разговором по крайней мере на год. А во-вторых, пьяная женщина с запахом алкоголя, симпатии не вызывала, и разговаривать с ней откровенно совершенно не хотелось.

Вскоре она вообще перестала появляться, но Катя точно знала, что отец к ней ходит. Как-то раз они пошли с папой в райцентр, управились там с какими-то делами, сделали покупки, и отец проводил Катю домой одну, сказал, что у него тут еще дела есть.

Катя, прекрасно понимая, куда отправился отец, всю дорогу плакала, так ей уже почему-то не хотелось, чтоб папка опять встречался с этой теткой, хоть совсем недавно она её искренне любила. Дома, и бабушка тоже стала возмущаться: мол, какие такие дела у него, ясно же, куда отправился.

А потом, бабушка как-то рассказала, что тетя Лида перестала ходить, потому, что потребовала от отца сдать девчонок в детский дом, а он отказался.

Сейчас, когда прошло много лет, и ни отца, ни тети Лиды давно уже нет в живых, а сестры давно выросли, нянчатся со своими внуками, Катя вспоминая эту историю, чувствует себя виноватой перед отцом, может из-за них, он так и не женился, ей очень стыдно за те слезы, подумаешь отец к женщине пошел, должна ведь у него быть личная жизнь.

А то, что тетя Лида хотела сдать их в детдом, это тоже скорее всего бабушкина выдумка, просто она не хотела делить своих сыновей с другими женщинами, видеть в доме еще одну хозяйку.

Просто не решилась, наверно, эта женщина стать матерью сразу трех девчонок. Самым обидным было то, что муж у тети Лиды вскоре помер, а она вышла замуж за какого-то другого мужчину.