6 Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн.
О пришествии Мессии возвестил Израилю пророк Иоанн, названный Предтечей и Крестителем Господним. В Евангелии от Матфея Иоанн назван ангелом (Мф. 10, 11), то есть посланником Божиим, но по естеству Иоанн не был ангел и не сошел с небес. Он назван ангелом по служению своему, так как проповедовал о пришествии Господа Иисуса Христа и открыл Его людям на Иордане. Сначала многие думали об Иоанне, что он и есть Мессия – Христос. Поэтому евангелист говорит: "был человек", посланный от Бога, то есть не ангел, и не Христос. Так же называет и имя посланника Божия, как бы желая показать, что и в имени Иоанна (с евр. – “благодать Божия”) предуказана его великая миссия.
7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Светом здесь назван Иисус Христос. Свидетельство Иоанна об Иисусе, что Он есть истинный Мессия, имело в народе большое значение. Необходимо было приготовить народ к проповеди Иисуса Христа. Многие пророки посылались Богом еврейскому народу, но явление воплощенного Сына Божия было совершенно иным и не имело себе подобия в истории Израиля. В Иисусе Христе сочеталось величие Бога и человеческая простота, Он не был похож ни на одного из древних пророков. Учение Его было новым, небывалым в Израиле. Иисус Христос творил дивные чудеса во множестве и с очевидной легкостью! Личность Богочеловека привела в полное недоумение потомков Израиля, учение и дела Его вызвали горячие споры, так как евреи ждали совсем другого Мессию.
8 Он не был Свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Иоанн, напротив, имел вид настоящего пророка, носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф. 3:4). Иудеи уважали Иоанна, никто не сомневался, что он был послан от Бога, и весь народ почитал его. В то же время нельзя было допустить, чтобы личность пророка, предвозвестившего пришествие Христа, заслонила собой Самого Спасителя, так как многие считали, что он и есть тот долгожданный Посланник Божий, «Пророк из среды братии», о котором пророчествовал Моисей (Втор. 18:15, 18, 19). И чтобы никто не думал, что и Иоанн, свидетельствующий о Христе, был равен или выше Его, евангелист поясняет: «он не был Свет». Светом вновь называет Сына Божия, пришедшего во плоти. Иоанн же, при всей значительности своего служения, был лишь свидетель истины. Он был тот самый «глас вопиющего в пустыне», о котором пророчествовал Исаия (Ис. 40:3).
9 Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Теперь евангелист переходит к личности Иисуса Христа и начинает говорить о значении явления Единородного в мире. От грехопадения Адама человечество век за веком погружалось во тьму греха, и не было человека, который мог бы остановить падение. Сын Божий Сам пришел к людям. Он был Свет истинный и был послан Отцом к людям, ради них стал плотию, чтобы указать путь, которым можно спастись от полной и неотвратимой гибели.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Евангелист удивляется ожесточению иудеев, не познавших своего Творца и Спасителя. Вездесущий и всемогущий Бог, который прежде мира был, ибо Он и сотворил его, явился в мире во плоти. Необъятный, непостижимый и недосягаемый, Он жил среди людей, сотворил множество знамений во свидетельство им, и они не распознали столь великий дар Божий.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Под «своими» разумеется Израиль, который был избран для рождения и встречи Мессии. Евангелист обличает здесь фарисеев и законников, отвергнувших Сына Божия ради власти и богатства, и народ, оказавшийся приверженным к земле, предавший забвению все небесное. Святой Израиль «страха ради иудейска» не принял Того, Которого ждал столько веков. Апостол Иоанн Богослов оплакивает здесь безумие людей, которые, будучи своими Господу, не только приняли Его, но и предали мучительной и позорной казни. Впрочем, не все евреи отвергли Спасителя, многие последовали за Ним и, вопреки запретам Синедриона, признали учение Его истинным и спасительным. Поэтому евангелист пишет далее:
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.
Рабы ли они, или свободные, отроки или старцы, варвары или греки, всем им дал Господь власть стать чадами Божиими. Но почему евангелист не сказал, что Он «сделал» их чадами Божиими, но «дал (им) власть» соделываться чадами Божиими? Потому что спасение не совершается против воли и без усилий самого человека. Господь не привлекал к Себе никого насильно, не страх и не выгода должны были соединить Его последователей, а только любовь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Иисус Христос учил и действовал открыто и предоставил израильтянам на собственное усмотрение их выбор. Верующие во имя Его, то есть те, которые приняли Слово Его и просветились Светом Истины, очистились от греха крещением. Но они еще не стали чадами Божьими, а только познали путь, и нужно еще много старания, чтобы чистота сия усвоилась ими как природная. Посему многие, хотя приняли благодать сыноположения чрез крещение, но по нерадению не пребыли в правде до конца, так и не стали чадами Божиими.
13 Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Разделение Божественного и плотского рождения апостол делает для предостережения евреев от уверенности, что они уже спасены ради одной только принадлежности к богоизбранному народу. Но не «кровь и плоть», не национальное происхождение человека делает его чадом Божьим, а жизнь по заповедям в Духе Божьем, печать которого последователи Христа получают от святой купели крещения. Рождению по плоти предшествует «хотение мужа», то есть плотское разжение, влекущее мужа и жену к страстному совокуплению. Рождение от Бога чисто от страстей, совершается духовно и открывает человеку путь к благодатному усыновлению Богом.
14 И Слово стало плотию.
Желая спасти от вечной смерти свое возлюбленное творение, Сын Божий воплотился, чтобы «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). Сила «имущего державу смерти» в нашей склонности ко греху. Грех же не бывает без сознательного участия человека, поэтому диавол лишается своей власти в той мере, в какой человек сознательно противостанет греху в самом себе (Лук.17:33). Но сохраняя свободу выбора человека неприкосновенной, Господь не мог спасти людей искусственно, вопреки их свободной воле. Для возрождения человека в первоначальное состояние нужен был живой осязаемый пример, образ спасения, который мог обратить к себе сердца людей, увлечь их следовать за собой. Нужен был необыкновенный Вождь спасения, который бы разрушил оковы смерти, искупил бы людей из позорного греховного рабства, явил бы им подлинную свободу. Он должен был собою показать людям, что значит возлюбить своего Творца всем сердцем и всею душою, и как подобает приносить свою свободу в жертву Богу. Среди людей такого человека найти было невозможно, ибо он должен был не только научить людей праведности или показать пример преданности Богу, но и сам должен быть совершенно здрав природой, подобно состоянию первозданного Адама.
И обитало с нами…
Спаситель снизошел на землю не в призрачном каком лишь внешнем подобии, а во всей реальности человеческого естества. Конечно, Бог всемогущь, и все подчинено деснице Его! Но что бы спасти людей, Он должен был указать им такой путь, который был бы им по силам. То есть, надлежало Ему прийти в всем унижении немощной человеческой природы, чтобы честно понести на Себе болезни и страдания людей. Сын Божий воспринял человеческую плоть во всей полноте, чтобы безупречно пройти путем терпения предельно тяжких физических и моральных мучений не превосходя естественных свойств человеческой природы.
Полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Слова «полное благодати» свидетельствуют, что и учение Его было не превратным человеческим, а основательным и истинным даром благодати Святаго Духа, что все дивились «словам благодати», исходящим из уст Его (Лк. 4, 22), и потому, что Он подавал исцеления всем нуждающимся.
Сказав, что Слово стало плотию, евангелист прибавляет: мы видели славу Его, то есть сущего во плоти. Видели же мы славу не такую, какую имел Моисей или с какою являлись пророку херувимы и серафимы, но такую славу, какая прилична была Единородному Сыну, какая присуща Ему была по естеству от Бога Отца.
И если израильтяне не могли смотреть на лицо Моисея, просветившееся от собеседования с Богом, то апостолы тем более не могли бы снести чистого (без покрова) Божества Единородного, если бы Он явился не в плоти. Подобно и слова «как Единородного» говорят нам, что слава, которую мы видели, была настоящая слава истинного Сына, полная благодати и истины. «Полное истины» потому, что все, что говорили или делали пророки и сам Моисей, было образами, а что говорил и делал Христос, то все полно истины, так как Он Сам есть благодать и истина и другим раздает оныя. Где же они видели эту славу? Можно с некоторыми думать, что апостолы видели сию славу Его на горе Фаворе, но справедливо также разуметь, что они видели ее не на одной только сей горе, но во всем, что Он делал и говорил.