Найти в Дзене
культшпаргалка

Любимая женщина Верди. Часть 6: Драмы преклонного возраста

Оглавление

Итак, к тому моменту, когда брак Верди и Джузеппины вошёл в стадию покоя и стабильности (обоим шёл уже шестой десяток), их ждало новое испытание.

__________________________________________________________________________________

Это окончание истории об отношениях Джузеппе Верди и Джузеппины Стреппони. 👉Первая часть, 👉вторая часть, 👉третья, 👉четвёртая, 👉пятая.

__________________________________________________________________________________

Кризис

Что-то разладилось в их отношениях, и Джузеппина не понимала, что именно. И так непростой характер вдруг Верди испортился настолько, что жизнь её иногда становилась невыносимой.

«…Он так настроен против слуг и против меня, что я уже не знаю, какими словами и каким голосом мне говорить, чтобы не обидеть его! Увы! Каждый раз неизвестно, чем все это закончится, потому что его настроение всё чаще срывается в раздражение и гнев.
Сегодня вечером был очередной скандал из-за незакрытого окна, а также из-за того, что я попыталась его успокоить! Он пришел в ярость и сказал, что уволит всех слуг, которые не делают то, что им положено делать, и которых я покрываю».

В те редкие дни, когда Верди был в мирном настроении, она не верила своей удаче:

«Сегодня он не нашел повода для того, чтобы жаловаться или ворчать! О Господи ! Как же легко быть счастливой…»

Эти приступы агрессии доводил до слёз не только Джузеппину, но и слуг. Она с трудом удерживала обиженных людей от ухода после долгих лет службы в их доме.

Бывали случаи, когда Верди внезапно собирался и уезжал в неизвестном направлении, объявив, что вернётся через пару месяцев, а потом так же внезапно возвращался домой через несколько дней.

Джузеппина не находила этому никаких логических объяснений. Сант-Агата расширялась и хорошела, фермерское хозяйство приносило неплохую прибыль. Карьера Верди находилась в самом зените. Он как раз собирался поставить точку своей «Аидой», заказанной правительством Египта. Главную партию в этой опере должна была петь чешское сопрано Тереза Штольц.

С её приходом в жизнь Верди мечты Джузеппины о спокойной старости разлетелись вдребезги.

"Милая Аида"

Тереза Штольц (её настоящая фамилия Штольцова) воплотила все представления Верди об идеальной Леоноре («Силы судьбы») и Аиде. Он зажёгся её ярким голосом, талантом и молодостью.

Терез Штольц в роли Аиды. 1872 г.
Терез Штольц в роли Аиды. 1872 г.

Наступил момент, когда готовность Джузеппины служить Верди, полностью подчиняя себя его интересам, подверглась жестокому испытанию.

Когда-то, в самом начале их союза, она добровольно лишила себя всех прав в их отношениях, и теперь оказалась совершенно беззащитной перед волей Верди. А он хотел, чтобы эта женщина была рядом. Ни оскорблённые чувства жениха Терезы – очень близкого к Верди дирижёра Мариани, ни страдания его собственной жены не могли его остановить.

Тереза расторгла свою помолвку и стала подолгу гостить в Сант-Агате на правах семейного друга. Она боготворила Маэстро и осыпала выражениями дружбы его жену. Джузеппина оказалась в тупиковой ситуации.

Она хорошо видела, что Верди серьёзно увлечён Терезой. Обычно он никогда не посещал представления своих опер, кроме трёх премьерных спектаклей. Но теперь он ездил в Милан на все представления «Аиды», в которых пела Тереза. Джузеппина с горьким юмором писала их общей подруге Кларине Маффеи, что, если так пойдёт и дальше, «он поступит разумно, если купит абонемент на поезд» до Милана. Переписка между Верди и Терезой становилось всё чаще, хотя и не выходила за рамки почтительно-дружеского общения.

Никто и никогда не мог посягнуть на свободу Верди, и Джузеппине оставалось только одно - стать подругой его подруге, чтобы не разгневать его и не разорвать последние связывающие их нити. В этом наверняка была ещё отчаянная надежда, что Терезе, получившей от неё щедрые дары гостеприимства и сердечной дружбы, будет сложнее сделать последний шаг в отношениях с Верди. Тогда ей пришлось бы переступить через предательство. Предлагая Терезе свою дружбу, Джузеппина недвусмысленно предостерегала её:

«Дорогая Тереза, я надеюсь, что ты не решишься пренебречь этим чувством – самым достойным и благословенным из тех, что известны людям».

Несколько лет Джузеппина терпела эту напряжённую ситуацию и всеми силами пыталась затормозить неизбежное развитие событий и не форсировать семейный конфликт. Даже когда во флорентийской газете появилась злобная статья, направленная против Верди и Терезы Штольц, где они прямо назывались любовниками, Джузеппина тут же написала ей утешающее письмо с уверениями, что она не верит ни единому слову этой наглой клеветы.

Но внутренне она была совершенно опустошена.

«Я испытала столько жестоких разочарований, что сама жизнь мне опротивела. Вы скажете, что каждый должен пройти этот болезненный путь, но возможно, другим, более сильным, чем я, удаётся сохранить какую-то надежду и хоть немного веры в будущее. А я даже с трудом верю в Бога, когда смотрю на подобные чудеса его творения!» - писала она Кларине Маффеи.

«Эта дама»

Несмотря на всё терпение Джузеппины, Верди не собирался делать никаких уступок её самолюбию. Контраст между его привязанностью к Терезе и резкими выпадами в адрес Джузеппины был слишком разительным.

Тереза Штольц.
Тереза Штольц.

Через пять лет после начала этих отношений всё уже было очевидно не только для Джузеппины, но и для окружающих. Когда весной 1876 года они все вместе поехали в Париж на постановку «Аиды», Верди ежедневно навещал Терезу в её отеле. На протесты Джузеппины он ответил так резко и грубо, что Джузеппина не выдержала и попыталась защитить свою честь, написав ему откровенное письмо:

«Мне кажется, у тебя не было особого повода, чтобы нанести визит этой даме, которая не является ни твоей дочерью, ни твоей сестрой, ни твоей женой! …Начиная с 1872 года ты проявлял к ней особые знаки внимания, и ни одна женщина не могла бы интерпретировать их более благоприятным образом, чем я. Я всегда старалась любить её с открытым сердцем и искренне. И вот чем ты отплатил мне за это! Резкими, жестокими и ядовитыми словами! Ты уже не можешь себя контролировать.
Хоть иногда думай о том, что я, твоя жена, игнорируя все слухи, вынуждена жить сейчас «втроём», и имею полное право просить если не твоей нежности, то хотя бы твоего уважения. Разве это так уж много?»

Но её призывы никак не повлияли на Верди, он упорно гнул свою линию. Уже осенью Тереза вновь была приглашена в Сант-Агату. Верди писал одной из их общих знакомых:

«Синьора Штольц. . . здесь около двух недель. Не знаю, сколько ещё она пробудет».

Синьора Штольц пробыла в Сант-Агате две недели, потом ещё две, и уезжать не собиралась. Возможно, за это время произошло что-то особенно оскорбительное для Джузеппины, или просто она до дна исчерпала свои резервы гостеприимства и терпения. Во всяком случае, в один явно не прекрасный для неё день она поставила Верди ультиматум:

«Или эта дама покинет наш дом, или его покину я».

И получила на это такой ответ:

«Или эта дама останется, или я вышибу себе мозги».
Джованни Больдини. Портрет Джузеппе Верди. 1886 г.
Джованни Больдини. Портрет Джузеппе Верди. 1886 г.

Джузеппине ничего не оставалось, как собрать вещи и уехать в Кремону, к сестре. Но конфликт был ею обозначен и обрёл полную ясность для всех его участников. Уже в Кремоне Джузеппина не смогла удержаться от того, чтобы написать прощальное письмо обидчице. Там была такая строчка:

«Я надеюсь, что тебе никогда не придется столкнуться с горькими жизненными печалями, и особенно с разочарованиями разбитого сердца».

Всё это вынудило Терезу Штольц сделать то, чего не мог и не хотел сделать Верди: она, наконец, вышла из этого треугольника и на полгода уехала в Россию. Переписка с Верди прервалась.

Искусство развязывать узлы

Через несколько дней Верди привёз Джузеппину из Кремоны обратно в Сант-Агату. Наступил период восстановления их разрушенного мира. Постепенно всё встало на круги своя.

Включая дружбу с Терезой.

Паузу, возникшую в их общении, первой прервала Джузеппина. Вероятно, её угнетала мысль, что, защитив своё достоинство, она наступила на чувства Верди, а это было для неё совершенно недопустимо. Она искала способ вернуть для Верди Терезу Штольц, но так, чтобы в этих отношениях не было больше болезненных нитей натяжения.

Только в её благородной и любящей душе могла возникнуть такая идея, и только благодаря её уму, такту и сердечной щедрости всё получилось так, как она хотела.

На ближайшее Рождество она первая написала Терезе письмо, в котором предлагала ей руку дружбы.

«Вот и Рождество. Богочеловек искупает все наши грехи и на своем примере учит величайшей добродетели: не только прощать обиды, но и любить обидчика».

Тереза не ответила, но Джузеппина продолжала время от времени ей писать. Время погасило остроту чувств и дало возможность обдумать всем свои позиции. В конце концов, все участники этой истории были уже немолоды. На момент их примирения Верди было 65, Джузеппине 63, Терезе Штольц – 45.

Постепенно Тереза снова вошла в их семейный круг. Она закончила свою карьеру, поселилась в Милане, и супруги Верди стали бывать в её доме. Немного позже она тоже стала приезжать в Сант-Агату. Они вели переписку, вместе ездили на постановки опер Верди, и один раз Тереза даже вновь вышла на сцену, чтобы спеть в его Реквиеме. Нет никаких свидетельств того, что их спокойная дружба была чем-то омрачена.

«Ты закроешь мне глаза»

Не считая болезней, которые преследовали Джузеппину последние годы, в её жизни было много радостей. Из Турина вернулась Мария-Филомена, и вскоре Верди сам повёл свою приёмную дочь под венец.

Мария-Филомена Верди
Мария-Филомена Верди

Вместе со своей семьёй она поселилась в Сант-Агате, окружила заботой мать и отца и одарила их внуками. Своего первого ребёнка - девочку - она назвала Джузеппиной.

А главной радостью для Джузеппины было то, что Верди, страдающий ревматизмом, теряющий зрение и слух, навсегда распрощавшийся с ненавистным композиторским ремеслом и с пессимизмом смотревший на состояние музыки в Италии, уже на восьмом десятке лет вдруг вновь загорелся творчеством. Он создал два шедевра, в которых превзошёл сам себя и открыл свой музыкальный гений с совершенно новой стороны. «Отелло» и «Фальстаф» по Шекспиру увенчали всю его творческую карьеру великолепной короной.

Даже в восемьдесят лет, пройдя рядом с Верди такой непростой путь, Джузеппина не утратила своего благоговения перед личностью и гением Верди. Каким чудом она сумела сохранить восторженность своей любви к нему и в течение пятидесяти лет совместной жизни удерживать их отношения над заурядностью бытовой прозы – большая загадка и настоящий подвиг её любви.

Последнее фото Джузеппины Стреппони. 1897 год.
Последнее фото Джузеппины Стреппони. 1897 год.

В последний год Джузеппина редко вставала с постели и умерла от пневмонии 14 ноября 1897 года, в возрасте восьмидесяти двух лет. Её мечта, высказанная очень давно в одном из писем к Верди – «Даст Бог, ты закроешь мои глаза» - сбылась. Ему она посвятила последние строки своего завещания:

«Прощай, мой Верди! ... Поскольку мы были едины в жизни, пусть Бог снова объединит наши души на Небесах!»

P.S.

Своё небольшое состояние Джузеппина оставила Верди. Самые драгоценные реликвии его любви – обручальное кольцо и его подарок - золотой браслет с надписью «Моей дорогой Пеппине. 1872» - приёмной дочери Марии-Филомене. Все свои драгоценности она завещала Терезе Штольц.

Факты свидетельствуют о том, что Джузеппина сама позаботилась о том, чтобы её любимый "волшебник" не остался горьким вдовцом в глубокой старости.

Всё получилось так, как она хотела. Тереза Штольц помогла Верди пережить болезнь и смерть его Пеппины и оставалась рядом с ним в последние годы и дни его жизни.

Два фото ➡

Всё части с начала: