Памятник Екатерине II, демонтируемый в Одессе, предложил забрать в Ростов-на-Дону губернатор Ростовской области Василий Голубев. Отдадут ли и при каких условиях?
Зачем вообще эта война с памятниками? Допустим, плохой был политик, тиран. Вот и водите к нему экскурсии, рассказывайте как он тиранил и помните, что так нельзя. Так нет же! В том то и дело, что как ни расписывай (или "как ни приписывай") разные грехи, а вот он - великолепный город - порт и курорт, возникший в безлюдной степи, благодаря императрице Екатерине II. Одесса, основанная как южный форт Российской империи, сама по себе - памятник Екатерине. Поэтому - только снос. В смысле, снос памятника и попытка предать забвению имена истинных основателей города. Цель ясна - очередное переписывание истории. Поэтому в статье - немного подлинной истории Новороссии (так изначально назывался этот край) и приключений со сносом и восстановлением монумента.
Памятник Екатерине Великой располагается в центре Екатерининской площади Одессы, недалеко от Потемкинской лестницы, спускающейся к порту.
Императрица попирает ногами турецкий флаг, а в руке держит рескрипт с повелением основать город на месте побежденного турецкого Хаджибея. Поза и жест напоминают памятник Дюку де Ришелье - первый памятник в Одессе, к тому же, указующий жест Екатерины направлен в сторону порта и памятника Дюку (принято считать, что французский иммигрант-аристократ, потомок кардинала де Ришелье (для требующих особой точности читателей: прапраправнучатый племянник), внес самый весомый вклад в развитие Одессы)
От площади начинается одна из красивейших улиц Одессы - Екатерининская (в советское время - ул. Карла Маркса)
Безусловно, фигура Российской императрицы - ключевая и соответствует ее историческому весу, однако, не случайно и четыре нижних фигуры названы в числе основателей города. Это - Григорий Потемкин, Хосе де Рибас, Франц де Волан и Платон Зубов. Все они необычайно важны в деле основания Одессы, но
Мы считаем главным основателем Одессы, инициатором основания города - именно де Рибаса. Недаром одесситы назвали в его честь целую Дерибасовскую улицу.
Хосе (Джузеппе) де Рибас, он же - Иосиф Михайлович де Рибас (Отец - каталонец, мать - ирландка). Уже в юные годы был офицером неаполитанской армии. В 1769 году познакомился с графом Алексеем Орловым, братом фаворита Екатерины II Григория Орлова, и был принят волонтером на русскую службу. Ему тогда было около 20 лет или меньше. Позже - принят капитаном на действительную службу. В результате дослужился до чина адмирала.
Участвовал в русско-турецкой войне 1768 - 1774 г.г. Пользовался большим доверием Орлова, с его поручением в 1771 году впервые посетил Петербург. После этого ему доверили сопроводить Алексея Бобринского - 10-летнего сына Екатерины и Григория Орлова из Лейпцига на родину (о внебрачном сыне Екатерины II - здесь). Позже - приглашен воспитателем в кадетский корпус на весь период обучения Алексея Бобринского.
Говоря коротко, благодаря своим качествам, де Рибас стал "особой, приближенной к императорскому двору". Он женился на фрейлине, причем, на свадьбе присутствовала Екатерина II, Григорий Потемкин и юный Павел I, а роды у супруги де Рибаса, говорят, принимала сама Екатерина Великая.
Положение при дворе не стало для де Рибаса поводом бездельничать и почивать на лаврах. Русско-турецкая война 1787 - 1791 г.г. также не обошлась без него. Де Рибас отправился на эту войну добровольцем, теперь уже в распоряжение Григория Потемкина. У де Рибаса был свой план реформы Черноморского флота. Он поддерживал долгие дружеские отношения с Суворовым. Участвовал во взятии Березани, Очакова, Измаила. (Помните монолог Чацкого из "Горе от ума": "А судьи кто?... За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма". Это - как раз об этих временах. И, кажется, времена были весьма лихие. Времена великих свершений)
Ближе к делу. В сентябре 1789 турецкая крепость Хаджибей, на месте которой впоследствии была основана Одесса, была взята штурмом отрядом генерал-майора де Рибаса. Им лично и тайно разрабатывался и реализовывался план взятия крепости: производились разведывательные действия, чертились планы, намечались пункты, распределялись силы, чтобы нападение стало неожиданным, хотя наступать приходилось по открытой местности. Когда план был разработан до мельчайших подробностей, он сообщил о нем Потемкину и получил одобрение. Что интересно, де Рибас привлек к взятию Хаджибея казаков. Именно так, а не иначе.
Это к тому, что одним из поводов к сносу памятника Екатерине выдвигается именно обвинение в уничтожении Запорожской Сечи и о причислении ее к Новороссийской губернии в 1775 году. Вот что пишет Александр де Рибас ("Старая Одесса", 1913 г.): "После разгрома Запорожской Сечи генералом Текелием в 1775 году, запорожцы разделились на оставшихся в России, из которых и было сформировано войско черноморских казаков, и на перешедших в турецкое подданство. Последние с семьями поселились под защитой турок, и многие таким образом, очутились под стенами Хаджибея. Хотя между запорожцами, примирившимися с Россией и отказавшимися от нее, существовала вражда, эта вражда была чисто политическая, нисколько не мешавшая семьям запорожцев тяготеть друг к другу в силу кровного родства. Этим объясняется то, что черноморские казаки так хорошо были осведомлены обо всем, что делалось под Хаджибеем. Их лазутчики легко находили себе приют у тамошних сородичей". Специфика, однако. Но и повод для спекуляций.
Говорят, "Москва не сразу строилась". Одесса - тоже. С нетерпением ждал Хосе де Рибас решения по строительству нового города на Черном море. Высочайший выбор делался между тремя проектами: в районе Очакова, Кинбурна и нашего Хаджибея. План будущей Одессы составил сподвижник де Рибаса - инженер-полковник, голландец Франц де Воллан (Волан), с которым де Рибас построил еще ряд крепостей для защиты отвоеванных турецких земель. Фигура Франца де Волана также увековечена в памятнике основателям города. Он создал, как бы, тело исторической Одессы - с прямыми улицами, проветриваемыми морским ветром, великолепной архитектурой и удобным расположением главных объектов города.
В начале июня 1794 года был получен знаменитый рескрипт Екатерины II, датированный 27 мая, повелевавший вице-адмиралу де Рибасу приступить к основанию города на месте Хаджибея.
"И вот в Хаджибее закипела работа. Жители окрестных сел, татары и малоросы, дружно с солдатами гарнизона принялись за осуществление великой мысли Екатерины. Казалась слишком смелою затея создать из ничего великий город и, вместе с тем, верилось в то, что для гения Екатерины и ее подвижников и невозможное станет возможным. Митрополит екатеринославский и таврический Гавриил, родом грек, призванный в Россию из Турции Потемкиным, узнав о постройке города на мусульманской территории, поспешил прибыть в Хаджибей, чтобы благословить начатые работы. Съехались сюда как на диво, купцы, окрестные помещики, чиновники, представители таврического и херсонского генерал-губернатора графа Платона Зубова - мецената этого дивного предприятия... 22 августа 1794 года было положено основание Одессы" (Александр де Рибас, Старая Одесса, 1913).
Вот - основатели Одессы, а не дюк де Ришелье, как многие думают, хотя вклад его в развитие города велик, именно ему был установлен первый памятник в Одессе. Памятник же основателям города ("Екатерине второй", как нередко говорят) был установлен только в 1900 году и приурочен к 100-летию со дня смерти А. В. Суворова.
После революции, в 1920 году памятник был снесен. Какое-то время на его месте был то фонтан, который затем переехал на Дерибасовскую в Горсад, то в течении какого-то времени - вот это:
Да... какое-то время на этом месте был и памятник Карлу Марксу, но он как-то совсем не прижился, осталось только название улицы на весь советский период. В результате таких долгих творческих поисков в 1965 году на площади появилась массивная скульптурная группа "Памятник потемкинцам".
Это - именно те взбунтовавшиеся в 1905 году матросы, о которых создан легендарный немой фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"- с расстрелом мирных людей на лестнице, которая и до сих пор названа Потемкинской, с детской коляской, катящейся по лестнице и красным знаменем в конце черно-белого кинофильма (раскрашивали каждый кадр вручную).
Потемкинцы продержались более 40 лет и были отправлены в такой угол, куда экскурсии не водят и редко какой турист сможет забрести - на спуске, возле входа в порт.
Екатерина и основатели вернулись на свое место в 2007 году. Причем, 4 фигуры основателей были сохранены, и на современном монументе присутствуют именно фигуры 1900 года (что-то подсказывает, что уйдут они в неизвестном направлении). Но тут уже пошли такие политические события, что Кате не было покоя, хотя прекрасный вид памятника и ухоженной площади всегда красноречиво свидетельствовал об отношении самих одесситов к основателям.
После смерти Екатерины Великой в 1796 году и прихода к власти ее сына, Павла I, финансирование Одессы было, практически, прекращено.
"На Одессу обрушилась немилость Императора Павла. К этому присоединились последствия неурожайных годов и первая в Одессе чума. Все работы по построению порта были приостановлены, торговцы, не уверенные в завтрашнем дне, прекращали торговлю. Начавшиеся постройки домов были заброшены. Господствовало всеобщее уныние... Завоеватель Хаджибея и основатель Одессы де Рибас жил в Петербурге, но не мог сделать ничего существенного для своего любимого детища - Одессы, так как сам в этот период был в немилости у государя".
Де Рибас в 1799 году был "внезапно и сразу" лишен всех званий и должностей, но в конце этого же года вновь возведен в звания и даже повышен. Это удачное обстоятельство было использовано для весьма оригинальной взятки подношения императору Павлу I. "Ароматное подношение северной столице от южной сестры".
В феврале 1800 года, вслед за прошением ссуды в 250 000 рублей для развития города, к императорскому двору из Одессы было доставлено 3 тысячи свежих апельсинов. Апельсины так понравились, что сразу же, 26 февраля 1800 года была выделена ссуда в 250 000 рублей сроком на 14 лет. А в 2004 году в память об этом спасительном для города событии был установлен монумент "Памятник апельсину, который спас Одессу", в народе - "памятник взятке".
Но это - не только памятник взятке, это еще и попытка местных властителей увековечить свои "великие" имена, так как на одной из сторон написано по-украински, что "памятник сооружен по распоряжению главы обл.администрации, ФИО, городского головы, ФИО и по инициативе главы апелляционного суда, ФИО". Видимо, по этой причине, при смене администрации памятник был перенесен подальше от городской Думы, на менее людный бульвар Искусств, названный затем бульваром Жванецкого.
Тем не менее, таким образом, в Одессе есть и памятник Павлу Первому, пусть и в связи с этой апельсиновой историей. Только никому не говорите! А то ведь и вовсе никаких памятников может не остаться...
Данная статья - это одна глава из книги "Одесская школа". Цифровую книгу можно читать и скачать на сайте ЛитРес. Ловите ссылку на книгу и скидку 10% Вам понравится!
Печатная книга пока томится в застенках типографии. Но как только освободится, подписчики узнают об этом первыми , и даже буду т иметь возможность получить экземпляр с автографом автора.
Отдельно выпущен Словарик одесского языка! Жми на ссылку - 10% скидки. Хохмы!