Представления обывателя о марксизме обычно очень далеко от истинного положения дел, потому как для его понимания следует глубоко погрузиться в материал. Далеко не все люди, считающие себя марксистами, на самом деле в полной мере, осознают, что марксизм из себя представляет, не могут вычленить его сущностных положений. Они ограничиваются прочтением пары-тройки книжек и просмотром нескольких роликов, после чего считают, что познали все грани этого самого передового инструмента человеческой мысли. Иные же, не сделав и этого, с видом гордеца ляпают тут и там околесицу, то «опровергая марксизм», то пытаясь его «модернизировать».
К марксизму подходят очень однобоко – то как к идеологии, то как к философии, то как к экономическому учению. В действительности же марксизм представляет собой целую совокупность разных направлений мысли, которые объединены собой общими корневыми предпосылками в виде анализа того или иного процесса, объекта, явления с материалистических позиций. Лишь в такой совокупности понимаемый марксизм может быть верным инструментом анализа реальности и превращаться из очередного «взгляда на мир» в подлинно научную теорию, используя которую можно как более объёмно понимать процессы прошлого, так и более точно прогнозировать течение процессов современных, через их диалектически-материалистический анализ.
Пытаться выцепить из марксизма то или иное положение для его анализа или опровержения, всё равно что оторвать руку от гекатонхейра и делать выводы исключительно по ней, не обращая внимания на всё остальное. Это путь метафизического мышления, которому свойственно выделять ту или иную сторону реальности и заострять взор на ней, игнорируя, что всё в окружающем мире есть процесс, который находится в нерушимой связи с другими процессами. Лишь представление мира, как совокупности огромного множества влияющих друг на друга процессов, может подвести человека к подлинному пониманию марксизма.
Метафизическому мышлению мы вышколены с детства, оно и понятно – каждая наука в сущности своей метафизична. Она объективизирует окружающую реальность, выцепляет нечто из бесконечно изменяемого мира и бросает в янтарь, дабы в неподвижности можно было изучить тот или иной объект или процесс. Для истории условный Наполеон Бонапарт – государственный деятель Франции, узурпатор власти, ставленник буржуазии которая стремилась вырваться из отягчающих пут феодализма. Для биологии тот же самый Наполеон – позвоночное животное, отряд приматов, семейство гоминид, достойный изучения лишь как биологическое существо со всеми его внутренними и внешними процессами жизнедеятельности. Для географии Наполеон будет чем-то третьим, для философии - четвёртым, для математики он может быть героем небольшой задачки и так далее. Каждая наука метафизична, потому как смотрит на мир с определённой точки зрения и делает те или иные выводы внутри своей компетенции знаний.
Марксистский же метод исходит из совокупного понимания множества подходов при том условии, что все они базируются на материалистическом понимании развития мира и конкретных процессов. Это всё равно что пытаться смотреть на сферу со всех возможных ракурсов одновременно, пытаясь представить наиболее приближенную к реальности сущность этой самой сферы. Поэтому, как говорил Ленин:
«Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру. Он, марксизм, отнюдь не отбросил ценнейшие завоевания буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, ... может быть признана развитием действительно пролетарской культуры».
В этой цитате «культуру» можно понимать гораздо шире её современного значения. Потому и стремились большевики к сокращению рабочего времени, дабы у каждого гражданина было время на самообразование, на марксистский рост, на полное понимание развития мира и на прогнозирование будущего на основе марксизма, как метода познания. Берия говорил:
«Товарищ Сталин ставит великую задачу, добиться 5-часового рабочего дня. Если мы этого добьёмся, то это будет великий переворот. В девять работу начал, в 2 часа уже конец, без перерыва. Пообедал, и время свободное. Мы на одном этом капитализм обойдём, они так не могут, им прибыль давай, а им рабочие – а как русские могут за 5 часов и живут хорошо. Нет, давай нам тоже социализм и Советскую Власть, мы тоже хотим жить как люди. Вот это и будет мирное наступление коммунизма…
Спорт, это обязательно для каждого, если рабочий день будет 5 часов, на всё хватит, учиться надо будет всю жизнь. Прошло 10 лет, снова садись на пару месяцев за парту, вспоминай историю, географию. А если знаешь, сдай экзамен и гуляй эти два месяца. Нам неучи не нужны, нам нужны поголовно коммунисты, а какой ты коммунист, если ты ничего не знаешь и за сердце в сорок лет хватаешься. Это у нас времени не было, а у тебя есть, давай, развивайся, дорогой, тебе Советская Власть дала, пользуйся и сам её укрепляй».
Марксизм – это совокупность подлинно научных взглядов на развитие отдельных мировых процессов, в основе которых лежит материалистическое понимание бытия. Только так он и может быть понят, только в этом разрезе его можно или развивать, или критиковать, или пытаться оспорить. Потому и существует марксистская философия и марксистский подход к истории (истмат), марксистский подход к экономике (политэкономия) и так далее. Разве что в лоне математики и ряда других технических дисциплин марксисты сходятся с теоретиками буржуазными, но это оттого, что математика не задевает классовых интересов и не связана напрямую с властью и деньгами.
Пытаются же спорить и оппонировать марксизму зачастую именно в отдельных областях, метафизически, тем самым не понимая марксизм в принципе. Некоторые, даже полностью признавая отдельные его положения, стремятся отказаться от других, высказываются об их неактуальности, даже не подозревая, что марксизм — это не философия, из которой можно просто выбросить не понравившуюся часть, и не наука которую можно поправить в конкретном вопросе. Если человек понимает и осознает, что окружающая его действительность реальна, и всё вокруг изменчиво, то он уже находится в лоне марксистской мысли, даже если об этом не догадывается.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429