Попытка творчески переосмыслить один из прошлых выпусков и попробовать взглянуть на личностное развитие, понять что не так?
Мне кажется, что бизнес "саморазвития" эксплуатирует идею "лучшей версии себя", но не говорит всей правды. Это как ролик на YouTube, который задает вопрос, но чтобы найти ответ, нужно посмотреть его два раза, а потом еще полистать комментарии. Все сделано для удержания и погружения. Закон жанра. В общем развитие хорошо продается, плохо усваивается, а потому как жвачка, движений много, а результат где-то рядом? Кто понял, тот достиг первого уровня просветления))
Предпосылкой размышлений на эту тему стала книга "Мотивация и деятельность" Хекхаузена, которую я читал в 90-е, когда я писал диссертацию на тему "мотивация работой". И там, я натолкнулся на несколько концепций, которые описывали причины поведения человека. Это были отдельные парадигмы, каждая из которых опиралась на идеи предыдущих открытий, но вносила свой вклад и даже разворачивала представление о природе человека и его поведении.
Начнем восхождение по уровням (концепциям):
ПАРАДИГМА 1. Поведение определяется личностью
Поведение человека, а значит и результаты работы определяются личностными качествами, которые в большинстве своем заложены при рождении, а в процессе жизни лишь раскрываются и закрепляются. С годами мы все больше становимся теми, кто мы есть на самом деле. Гены определяют то, кем вы станете, к чему будете стремиться, будете управлять или подчиняться, творить или копировать.
На этом уровне вам понадобятся теории личности и опросники. Тренинги личностного роста (хотя эффекта они за 48 часов не дадут, но психику расшатать успеют, так что вам придется найти себя настоящего, чтобы собраться заново.
В этом отношении рекомендую прочитать (а потом решить надо вам проходить через это или нет) тренинг "Трансформация" Люка Рейнхарда. Это тот самый тренинг, где ведущий обзывал участников тренинга "жоп*ми", а еще приводил к "просветлению", т.е. пониманию того, что каждый из нас всего лишь робот. И это приводит нас на второй уровень!
ПАРАДИГМА 2. Поведение определяет ситуацией
Т.е. все наши действия - это лишь реакция на стимулы, которые присутствуют в той или иной ситуации. Ситуация определяет поведение человека, которое приводит человека к тем или иным результатам. Мы по своей сути роботы (биологические) с врожденными и приобретаемыми программами: одни заложены в виде условных и безусловных рефлексах; другие мы приобретаем с воспитанием, культурой, сказками и рассказами. По сути, здесь человек становится стандартным продуктом общества, пусть сложным био-социальным, но все таки роботом, который реагирует на то, что происходит вокруг. Реагирует по разному, иногда что-то запоминает, иногда обучается, но главное, что мы - это набор реакций.
Возьмите часть нейросети и скажите себе, как отдельно взятый нейрон может проявлять свободу воли? Может ли он принимать решение на свое усмотрение? Получается, что один не может, а несколько десятков триллионов нейронов могут? А ведь принципиально ничего в модели не изменилось, человек - это сложный био-робот.
ПАРАДИГМА 3. Личность определяется ситуациями
Все мы знаем примеры личностей, которые сами себя сделали. Получается, что хотя мы все и роботы, и лишь реагируем на стимулы внешней среды, некоторые из нас могут выстраивать сложную линию поведения и не просто реагировать на ситуацию, а выбирать ситуации, в которых вы, да будете реагировать, но при этом развиваться и достигать своих целей. Это настоящий прорыв, формула того, как можно себя сделать, если вы думаете, что вам не повезло с личностными качествами или не достает определенных черт характера. Сделайте себя сами!
Да, мы реагируем на ситуацию, но мы можем выбирать те ситуации, в которых мы будем реагировать и расти, реагировать и меняться, реагировать и приближаться к своим целям. Нужно всего лишь задуматься о своем окружении и сознательно менять ситуации, в которые вы попадаете. А для этого важно думать наперед, ставить цель, предвидеть и предпринимать что-то для достижения этой цели. И вот тогда можно реагировать, зная что вы в правильной ситуации, с которой вы можете справиться, стать сильнее и двигаться дальше к своей цели. Да, "ситуация на 95% определяет ваше поведение", но вы можете выбирать ситуации (путь), которые будут определять ваше поведение!
ПАРАДИГМА 4. Путь выбирает человека.
Мы можем выбирать ситуации, которые будут нас менять и развивать. Но не все так просто, порой нам кажется что мы можем выбирать, и можем меняться, тогда как внешняя среда, наше окружение уже сформировало у нас взгляды на развитие, каким оно должно быть, что приемлемо для нас, а что нет. На этом 4-м уровне мы можем попасть в иллюзию, что можем изменить себя, выбрать путь (последовательности ситуаций) и стать продавцом или математиком. И мы можем держать эту иллюзию в голове и думать, что у нас есть выбор, но не делать его, а продолжать двигаться по наезженной колее, и поворачивать вместе с колеей, считая в эти моменты, что это и есть ваш выбор или поиск себя. Весь этот путь будет программой сформированной окружением и зашитой в личностные качества.
Как же выбрать свой путь? Что делать?
Как вырваться из замкнутого круга или заданной неведомыми силами траектории, колеи которая идет по кругу?
Да, в этом выпуске есть упражнение, которое вы можете попробовать. При этом вы должны добраться до 4-го уровня, иначе упражнение будет восприниматься и давать иной эффект. Рассчитывать на получение быстрого эффекта не стоит, но первые результаты вы сможете уловить после 3-4 повторений. При этом параллельно с этим упражнением есть несколько альтернатив, которые опять таки могут показаться знакомыми, но это только на первый взгляд, все дело в том, на каком уровне вы будете находиться и как это все воспринимать.
Так если я скажу, что коуч может помочь вам преодолеть "колею" и начать делать выбор, который вы бы ни когда не заметили, или бесконечно собирались, но так и не решились сделать.
Если вы находитесь на 1-м уровне, то коуч будет помогать вам раскрывать вашу личность, ее особенности, вы будете узнавать себя больше и даже не догадываться, что при этом ситуация все равно определяет ваше поведение на 90%, оставляя на осознанный выбор лишь 2-3%.
На 2-м уровне коуч будет помогать вам справляться с ситуациями, в которые вы попадаете и не можете выйти. Да вы будете выходить сильнее, но при этом со стороны это будет хождением по кругу или блужданием в поисках подходящей цели.
На 3-м уровне, как вы догадались, коуч может помочь вам ставить цель и выбирать свой путь, создавать или находить те ситуации, которые помогут вам измениться в лучшую сторону, но при этом вы никогда не выйдите за границы очевидных ситуаций.
И вот только на 4-м уровне вы начнете задавать вопросы относительно ситуаций, которые вы не видите или не воспринимаете, или решения, которые вы никогда не можете решить или решиться. Так например вы математик и думаете, что можете попробовать себя в продажах. И вы так можете думать, предполагать, строить планы, которые ни когда не осуществятся, так как у вас просто нет такого паттерна на уровне решений. Это как искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.
В любом случае, это упражнение выведет вас на мета-уровень действий:
Итак, берете лист бумаги и записываете можно в столбик, но я предпочитаю и рекомендую составить матрицу 3х3, чтобы видеть все возможные решения сразу, а не цеплять их друг за другом.
МЕТА-УПРАЖНЕНИЕ (lite-версия)
ШАГ 1. Выберите свободное время 30-40 минут
ШАГ 2. Заполните матрицу следующими конкретными делами
Например:
1. Пойти проветриться на улице;
2. Проставить баллы;
3. Написать свои мысли, по теме;
4. Подписать документы;
5. Зайти на мос.ру;
6. Почитать книгу с ребенком;
7. Вырезать игрушку на елку;
8. Продлить подписку;
9. Заказать доставку;
ШАГ 3. Бросить кубик два раза
1-2 (1,2,3), 3-4 (4,5,6), 5-6 (7,8,9)
1-2 (1,4,7), 3-4 (2,5,8), 5-6 (3,6,9)
совпадение ячейки укажет на то действие, которое нужно выполнить!
ШАГ 4. Выполнить указанное действие
не применять метод, пока не будет выполнено действие.
ШАГ 5. Зафиксировать результаты 1-го и 2-го порядка
как выполнена задача, как вы себя чувствуете и какие мысли вас посетили.
ШАГ 6. Повторить
...
Продолжение следует
ИП/2022/11/29