Я последовательно ознакомилась с двумя источниками об истории бонсай в России: статьей «Приключения бонсай в России» Александра Виняра и серией видеоинтервью Тамары Петровны Белоусовой, которые великолепно провел Андрей Бессонов. Занимаясь много лет ведением сайта виртуального музея вуза, в котором я работаю, я представила, из чего можно было бы создать виртуальный, а может, и реальный раздел музея истории бонсай, посвященный его появлению и становлению в России (СССР). Другие источники насытили красками и подробностями публикации материалов двух медийных личностей, которые стояли у основания движения бонсай в нашей стране.
Виртуальная выставка может ограничиться фотографиями деревьев и других объектов, связанных с бонсай в России, в экспозиции могут быть использованы публикации и воспоминания участников или очевидцев событий. А реальный музей должен «взять в руки» «живые» экспонаты. В первую очередь – деревья, но и документы и фотографии, на которых запечатлены деревья, люди, события. На основе этих фотографий можно искать реальные экспонаты и развивать коллекцию.
Не самыми главными, но самыми ранними по времени появления в России экспонатами в экспозиции могли бы стать старинные контейнеры, найденные в архиве ботанического сада «Аптекарский огород». Т.П. Белоусова рассказала в интервью о том, что в начале XX века коллекции бонсай были в Аптекарском огороде и Ботаническом саду Санкт-Петербурга. Деревья не сохранились, но сохранилась керамика.
Возможно, в том же архиве сохранились фотографии или сведения об экспонатах этих коллекций, история их появления в России, а также мероприятий, на которых деревья коллекции демонстрировались. Эти фотографии могли бы связать историю деревьев с персоналиями, что значительно углубило бы наполнение экспозиции. Интересны будут как истории людей, изображенных на фотографиях, так и тех людей, которые хранили эти фото долгие годы. Есть такое понятие – «вербальная история». Рассказы очевидцев крайне важны для музейных коллекций.
Следующим «нашумевшим» экспонатом может стать книга «Комнатное садоводство», написанная Г.Е. Киселевым. Книга издана Государственным издательством сельскохозяйственной литературы в Москве в 1956 году. Одна из глав книги была посвящена карликовым растениям. Момент, когда нашлась цитата из этой книги, «отодвинул» дату «появления» бонсай в России к 1956 году. Описывая работу с карликовыми деревьями, опирался ли автор на собственный опыт, имел ли в виду конкретную известную коллекцию или обобщал сведения из публикаций того времени?
Продолжая тему книг, можно собрать коллекцию, как переводных, так и авторских, выпущенных в России (СССР) изданий о бонсай. Это относится как к книгам, так и периодическим изданиям.
Несомненно, главными экспонатами раздела музея должны быть 44 бонсай (сведения о них), подаренные в 1976 году Главному ботаническому саду АН СССР посольством Японии. Коллекция развивалась самыми различными путями – была еще одна передача бонсай из Японии, члены клуба и сотрудники Ботанического сада сами формировали бонсай из местных деревьев, из растений, купленных в питомниках. Со временем коллекция достигла объема около 100 деревьев. Место этих деревьев – в оранжереях ботанического сада, но отдельные мероприятия музея они могли бы украсить своим присутствием.
Для музея было бы интересно собрать фотографии деревьев во время работы с ними, на выставках, в Ботаническом саду. Это первая российская коллекция бонсай, открывшая историю этой культуры в России, поэтому ретроспектива ее развития крайне интересна.
Для того, чтобы рекламировать коллекцию, Т.П. Белоусова опубликовала серию тематических статей на стыке рассказа о культуре бонсай и общей культуры Японии. Отвергнув несколько предложений, Тамара Петровна выбрала журнал «Цветоводство».
А. Виняр. На моей памяти была пара публикаций в «Науке и жизни». Первая, еще в конце шестидисятых, когда я был школьником, с несколькими фотографиями действительно прекрасных экземпляров, меня поразила. Это было волшебство. И в мыслях даже не было, что подобное можно делать самому. Прекрасная сказка, Фата-Моргана...
Возможно ли найти эти публикации?
Один из «стендов» музея, вероятно, должен быть посвящен деятельности, коллекции и истории состоявшихся выставок Анатолия Анатольевича Анненкова, который занимался бонсай с 1960-х годов. Другой - профессионализму Валерия Питела.
Основываясь на воспоминаниях А. Виняра и Т.П. Белоусовой в экспозиции нужно как минимум упомянуть множество людей, которые работали в Ботаническом саду, а также были членами созданного в 1989 году Бонсай-клуба: В. Раисов, Г.Е. Киселев, А.А. Карпенко, М.Н. Шалаев, Андрей Левин (Ле-Ань-Винь), Валентин Родионов, Вячеслав Поспелов, Александр Дроботько, г-н Симода (Япония), Ференц Фекете, Марина Коростелёва, Марина Кохан, Александр Леонидович Черников, Елена Владимировна Голосова, Девид Филипов, Елена Николаева. Вклад их и других, не упомянутых здесь людей, в движение российского бонсай совершенно различно, но крайне важно. Подробный рассказ о деятельности каждого из участников откроет еще больше имен, оказавших влияние на российский бонсай.
И А. Виняр, и Т.П. Белоусова с большим уважением рассказывают, например, об Андрее Левине. Помимо увлечения бонсай как культурой выращивания карликовых деревьев, он делал зарисовки бонсай. По сообщению А. Виняра Андрей Левин (Ле-Ань-Винь) культивировал вьетнамский стиль в выращивании деревьев в горшках. А еще он издавал малотиражный журнал «Вьетнам». Знатоки, те, кто знает реальную историю клуба и людей, о которых мы говорим – скажите, что я ошиблась, или расскажите реальную историю – пусть она ляжет в основу музейной коллекции. Мне кажется, следующие рисунки принадлежат Андрею Левину.
Я могу ошибаться, пойдя за контекстным совпадением, но ведь в чьих-то архивах сохранились экземпляры журналов «Вьетнам» - они-то точно должны быть экспонатами музея.
В рассказе Т.П. Белоусовой открываются подробности влияния на развитие бонсай в России того периода как представителей Японии, так и европейских профессионалов бонсай. В 1993 году в Московском ботаническом саду прохолдил Международный симпозиум по бонсай с участием Крейга Куссенса (Шотландия), Колина Льюиса (Великобритания), Хацуе Като (Япония). Но и в текущей работе Т.П. Белоусова и ее коллеги получали помощь от специалистов бонсай из Европы и Японии. Открыть имена и найти связанные с ними исторические экспонаты - задача музея.
Отдельные страницы музея должны быть посвящены работе Клуба бонсай. За период его работы в России было проведено множество выставок и других мероприятий, посвященных этой культуре. Каждому мероприятию может быть посвящен отдельный «стенд». Например, можно осветить серию выставок в Государственном музее Востока или в Японском саду на территории Ботанического сада.
Большинство «экспонатов» хранятся в частных и официальных архивах, некоторые опубликованы, о некоторых мы не знаем и они всплывут в ходе работы, но как было бы интересно посмотреть на эту экспозицию.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Смотрите на канале
«Эстетика бонсай» ВКонтакте