Найти тему
Сервис Rookee

Гайд по фильтрам «Яндекса» и Google: какие ограничения могут наложить на ваш сайт поисковики

Оглавление

Если вебмастер или оптимизатор делают что-то не так, поисковая система может наложить на сайт «фильтр». Это своеобразная штрафная санкция: позиции страниц падают, они не попадают в топ, а иногда вовсе оказываются где-то в хвосте выдачи поиска. Читайте в материале от Rookee, какие фильтры накладывают поисковики – и за что.

Известные фильтры «Яндекса»

«Минусинск»

Это название на слуху – так называют понижение позиций за некачественную ссылочную массу. Попасть под этот фильтр может сайт, который продвигается за счет ведущих на него «мусорных» спамных ссылок. Если его накладывают – страдают не только конкретная страница, но весь сайт со всеми поддоменами.

Ссылочный взрыв

Это уже не «Минусинск», а другая санкция. Ее поисковик вводит, когда на сайт внезапно начинает вести больше ссылок, чем раньше. «Яндекс» расценивает это как покупку внешних ссылок, а официально поисковики относятся к такому негативно. Индекс качества сайта резко снижается, позиции падают. Это именно та причина, по которой вы не можете купить все возможные ссылки разом – ссылочную массу нужно повышать размеренно, стратегически.

«Баден-Баден»

Вообще-то у «Яндекса» несколько фильтров, которые оценивают контент, но этот – самый известный. Изначально он был создан, чтобы бороться со спамом, но сейчас еще и проверяет контент на качество. Под этот фильтр можно попасть за неестественные тексты, которые не несут пользы для читателя, – а еще за поисковый спам. «Баден-Баден» серьезно понижает позиции спамной страницы и сайта в целом.

Текстовые фильтры

Кроме «Баден-Бадена», контент оценивают еще несколько фильтров: на переоптимизацию, переспам и так далее. В отличие от него, они понижают в выдаче только конкретные страницы, где нашлось некачественное SEO. Попасть под такие санкции можно, если вставлять в тексты слишком много ключевых слов и делать это в ненужных местах или в неестественной форме. Еще поисковые системы плохо реагируют на выделение ключей жирным – это тоже считается переоптимизацией.

АГС

Это фильтр, который убирает из выдачи вредоносные сайты. То есть такие, на которых есть вредный или опасный контент. Обычно это вредоносный код, «бесконечное» перенаправление или спам. Но попасть под АГС может и благонадежный сайт, если его взломают злоумышленники. Поэтому нужно быть аккуратнее.

Adult-контент

Здесь все понятно: «Яндекс» ограничивает в выдаче сайты, на которых есть контент «для взрослых». Если это ваша основная тематика – понадобится продвигаться по-особому. А если вы публикуете вещи, которые интересны разным возрастам, от сомнительного контента и ссылок на него лучше избавиться. Учтите, что фильтр могут наложить еще и из-за использования 18+-тизерных рекламных сетей.

Рекламный фильтр

Кстати о рекламе – за нее тоже можно получить «страйк» от поисковика. Это возможно, если на сайте ее слишком много, она агрессивная, навязчивая или вводит пользователя в заблуждение. Фильтр могут применять по-разному: для конкретных «рекламных» страниц или для сайта в целом.

Мобильный фильтр

-2

Мобильный трафик уже несколько лет превышает десктопный, и поисковые системы это учитывают. Поэтому, если ваш сайт не оптимизирован под смартфоны, есть серьезный риск попасть под фильтр. Примеры нарушений – отсутствие мобильной верстки, слишком мелкий или крупный контент, который тяжело читать с маленького экрана. Позиции в этом случае падают именно для мобильного поиска.

Поведенческий фильтр

Это санкция за накрутку поведенческих факторов. Есть сервисы, которые имитируют массовые действия пользователей и тем самым влияют на статистику сайта. Пользоваться ими с точки зрения поисковиков запрещено. Фильтр влияет на позиции всех страниц, кроме брендовых.

Другие фильтры

Под санкции могут попасть сайты-аффилиаты, то есть такие, которые принадлежат одному владельцу и похожи сами по себе. Аффилиаты используются, чтобы накручивать трафик и заполнять выдачу, а поисковики этого не одобряют. Кроме того, получить «страйк» можно за дублирование или кражу контента, неуникальные сниппеты – то есть метатеги Title и Description, и многое другое.

Фильтры Google

Panda

-3

Это многофункциональный фильтр, аналог «Баден-Бадена» и АГС. Под него можно попасть за некачественный, «водянистый» контент, отсутствие у сайта четкой тематики, недостаточное количество текста. Этот же фильтр позже «оброс» дополнительными возможностями: теперь он проверяет и переоптимизацию, и переспам, и дублирующийся контент. За поведенческими факторами тоже следит «Панда». Она может понижать в выдаче как отдельные страницы, так и сайт в целом.

Недавно Google объявил, что этот фильтр уже несколько лет как стал частью основного алгоритма ранжирования.

Baby Panda

Этот фильтр немного похож на предыдущий – отсюда и название. Он дополнительный и нужен, чтобы отслеживать количество и качество рекламы. Если сайт перегружен рекламными объявлениями или они мешают пользователям, страницы могут попасть под эту санкцию.

Penguin

-4

Его можно назвать аналогом «Минусинска»: он тоже следит за качеством и количеством ссылочной массы. Попасть под этот фильтр можно за переизбыток ссылок или их резкий рост. Еще «Пингвин» смотрит на качество сайтов-доноров. Если на ресурс ссылаются некачественные или не подходящие по тематике сайты, он тоже может попасть под фильтр.

«Пингвин» – не единственный фильтр, связанный со ссылками. Есть еще один – он смотрит не на входящие, а на исходящие линки. То есть на сколько разных сайтов ссылается сам ресурс. Если исходящих ссылок слишком много и они идут вразнобой, сайт могут счесть «ссылочной помойкой» и понизить в выдаче.

Также есть Broken Links – он отслеживает битые ссылки на сайте, такие, которые ведут на ошибку 404.

EMD

Расшифровывается как Exact Match Domain – полное совпадение домена. Под эту санкцию попадают сайты, которые поместили ключевую фразу в доменное имя. Избавиться от нее можно, если изменить URL-адрес ресурса – или настроить редиректы на новое имя.

Pirate. Еще этот алгоритм называют DMCA. Он работает согласно закону об авторском праве и удаляет из выдачи страницы, содержащие «пиратский», нелегальный контент.

–5/–30/–950. Этот фильтр – неофициальный и накладывается на сайты, использующие «черное» SEO. Вредоносный код, бесконечные перенаправления, введение пользователей в заблуждение могут привести под этот фильтр. Сначала сайт теряет 5 позиций, затем 30, затем 950 – и полностью выпадает из выдачи. Избавиться от него сложно: иногда бывает проще заново создать ресурс.

Как узнать, что на сайте фильтр

Первое, что должно насторожить, – быстрое падение позиций или трафика. Некоторые фильтры отображаются в вебмастерских панелях «Яндекс.Вебмастера» и Google Search Console – там же есть рекомендации, как их снять. Но там показывают не все. Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на статистику. Если она резко падает по каким-то запросам, страницам или сайту целиком – возможно, дело в фильтрах.

Как снять с сайта фильтры поисковых систем

-5

В вебмастерских кабинетах обычно пишут причину санкций и дают рекомендации по исправлению. Но если там ничего не написано, придется действовать самостоятельно.

  • Проведите аудит, чтобы определить, с чем могут быть связаны фильтры. Если падение наблюдается по конкретному запросу или странице, уделите им внимание в первую очередь.
  • Когда проблема найдена – удалите то, что привело к санкциям. Если это контент – его лучше переписать целиком. Рекламу следует убрать, вредоносный код устранить. А если фильтр прилетел за накрутку, остается ждать – он действует минимум несколько месяцев.