Но чего в Улан-Баторе за время независимости не было построено - так это дорог, не говоря о другой транспортной инфраструктуре.
Ну то есть мы в России иногда любим пожаловаться, что мол вот так и так, дороги не строят, ничего не строят, пробки.
Но это всё же не совсем буквально: я не знаю ни одного мало-мальски крупного российского города, где после 1991 года не была построена ну хоть какая-нибудь новая магистральная дорога, объездная с развязками или хотя бы с кольцевым движением, ну или хотя бы мост новый с подъездами.
Так вот, а на весь Улан-Батор, где людей за последние 30 лет стало вдвое больше, а машин - раз в 10, была построена только дорога в аэропорт с парой развязок, которая всё равно быстро упирается в старую городскую уличную сеть.
Через город проходит немалый транзитный транспортный поток - ведь другого пути с юга на север, с запада на восток огромной страны кроме как через Улан-Батор не существует.
Но объездной здесь, как и везде в Монголии, нету, и весь транспорт тащится по всей длине города, и тут есть мало вариантов кроме главного проспекта Мира.
Но на проспекте Мира хотя бы есть выделенки, и пусть и только на общественном транспорте, но вдоль города ещё как-то можно уехать быстрее скорости пешехода.
А вот поперечные улицы, движение по которым осложнено ещё и переездами через главный ход Монгольской железной дороги, который тоже идёт вдоль всего Улан-Батора - они стоят в пробках намертво и, кажется, в любой день.
Во всяком случае, субботним вечером я прошёл километров 5 по Улан-Батору, обгоняя весь уличный транспорт, и только на проспекте Мира сел на автобус.
Ситуация усугубляется тем, что автобусной системой монгольской столицы управляют десятки частных операторов, и единой актуальной схемы городских маршрутов, кажется, вовсе не существует - есть только схемы маршрутов конкретной автобусной компании, расположенные в самом неудобном для пассажира месте (на бортах автобусов).
В общем, для иностранца передвигаться по городу становится становится нетривиальной задачей: если не прибегать к помощи местных (которые, как правило, не говорят ни по-русски, ни по-английски), то остаётся только выбрать нужную улицу, сесть на какой-нибудь автобус и надеяться, что он не свернёт с неё раньше времени.
Хорошо хоть Улан-Батор в своей основной части имеет преимущественно регулярную прямоугольную планировку, и ориентироваться в этой сетке можно даже с непривычки.
Не говоря уже о такой мелочи, что в огромном по площади городе нет экспресс-маршрутов, нет разделения на магистральные и прочие маршруты, маршрутная сеть в значительной степени дублируется.
Несчастные регулировщики весь день торчат на забитых перекрёстках, пытаясь с помощью свистка и выразительных жестов как-то активизировать скорость движения потока - как в соседнем Китае, но с гораздо меньшим эффектом.
Стоит ли говорить, что о строительстве метрополитена в монгольской столице заявлялось неоднократно.
А в 2010-х вроде как запустили городской поезд, который должен был проходить примерно три четверти городского участка магистральной железной дороги.
Но строительство метро даже не начиналось (помнится, в рунете ещё в 2000-е годы существовал шуточный сайт "Улаанбаатарского метрополитена").
А признаков движения городского поезда лично мной не было замечено, а городской участок железной дороги так и остался однопутным и неэлектрифицированным.
Единственной сколько-нибудь оживлённой пассажирской железнодорожной станцией в Улан-Баторе остаётся городской вокзал.
В общем, Улан-Батор - город с худшей дорожной ситуацией из всех, где я был, и ни египетский Каир, ни вьетнамский Ханой, ни самые бедные из китайских мегаполисов с ним не сравнятся.
Когда кто-то жалуется на то, как в какой-нибудь постсоветской стране власть разрешает девелоперам застраивать всё подряд, при этом вообще не заботясь об инфраструктуре, для успокоения можете посмотреть на Улан-Батор.
Тут вы увидите сферический случай такого печального сценария в вакууме: многоэтажки растут как грибы, а не строится вообще ничего - ни дороги, ни какая-либо инфраструктура общественного транспорта.
Это хорошо заметно южнее центра города, в довольно благоустроенном и в общем-то неплохом районе, с прекрасными видами на Улан-Батор.
Торговые центры и многоэтажки тут посажены на советскую ещё улично-дорожную сеть, которая к окраинам, где как раз ведётся самое активное строительство, как раз становится двухполосной, даже на главных улицах.
Но сколько можно ругать монгольскую столицу! Может, даже в области транспорта тут можно найти что-нибудь неплохое?..
Кроме уже упомянутых выделенных полос для общественного транспорта, которые существуют, кажется, только на главном проспекте Мира.
Можно! И это троллейбус, который был запущен в Улан-Баторе в 1987 году и чудом уцелел в том хаосе, который наступил в управлении городом после прихода демократии - хотя его сеть уменьшилась раза в полтора.
Троллейбус монгольской столицы не то чтобы быстрее и удобнее автобуса, но хотя бы известна схема его движения, и можно спрогнозировать куда ты можешь приехать, если сядешь на машину конкретно этого маршрута.
Ну и ещё один тот факт, что троллейбус продолжает курсировать по Улан-Батору, говорит о том, что городская транспортная система продолжает сохранять некоторую сложность (в хорошем смысле), что оставляет надежду на будущее.