Найти в Дзене
"КИТЧ"/"KITSCH" magazine

Явление квартирников в СССР.

Кварти́рник — концерт, проводящийся в обычной квартире, в домашних условиях. Как правило, на нём выступает небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами. Слушателям предоставляется возможность более близко познакомиться с исполнителями, а музыкантам — лучше узнать свою аудиторию.

Виктор Цой и Майк Науменко на квартирнике
Виктор Цой и Майк Науменко на квартирнике

Квартирник как явление появилось в начале 80х годов в СССР. Главной причиной популярности данного вида выступления, очевидно, можно считать цензуру со стороны государства на выступления на официальных площадках. Однако в квартирниках принимали участие не только «андеграундные артисты», но и признанные государством музыканты. Александр Градский и Виктор Цой, Александр Розенбаум и Майк Науменко, Юрий Лоза и Борис Гребенщиков были объединены этим движением. Значит, в данном явлении заложено что-то большее, чем просто желание петь свою музыку.

В 1981 произошло открытие Ленинградского рок-клуба. Именно с этим событием связано начало так называемой «Золотой эпохи» российского рока. Там выступали первые независимые рок-объединения в СССР. Однако, все они были до сих пор были подвержены жесткой государственной цензуре. Хоть 1970е-1980е и называют периодом стагнации, «смягчения» советской цензуры, она все равно устанавливала определенные ограничения. Артистам было жизненно необходимо где-либо выступать.

Выход оставался один – неформальные площадки.

Феномен домашнего рок-концерта является своего рода ключевым концептом для культуры 80х. В нем преобладает атмосфера доверительности и интимности, приправленная нотами запрета. Именно в таких условиях сохранялся самый комфортный для артистов и для зрителей настрой. Перформативность - это явление, когда артист полностью выходит за рамки определенного сценария выступления, достигая максимальной искренности с аудиторией.

В целом, основываясь на воспоминаниях участников, можно выделить несколько характеристик квартирника.
Во-первых, это, конечно, локация. Из названия можно сделать вывод, что все происходило в квартирах, как правило кого-либо из музыкантов. Это должна быть достаточно большая и просторная квартира, чтобы вместить всех желающих. Аудитория набиралась через сарафанное радио – по друзьям и знакомым. Также взималась плата за вход. Тут два вариант: деньги или стеклянная тара, которая потом сдавалась, а деньги уходили в гонорар исполнителям. Атмосфера «для своих» поддерживалась закрытостью мероприятия.

Другой важной особенностью является ограниченность в инфраструктуре: отсутствие рамп и использование исключительно акустических инструментов.

И наконец, ведущей чертой квартирников является их «бунтарский» характер. Как известно, власть по-разному относилась к квартирникам на разных этапах. Поначалу просто не одобряла. После – стала приравнивать к незаконной предпринимательской деятельности, несущей уголовное наказание. Так или иначе, данное мероприятие в любом виде представляло бунт и несогласие с существующей политикой государства. Возможно, именно благодаря этому чувству между зрителями и артистами формировалась особая энергетическая связь, как у сообщников.

Несмотря на смену эпохи явление квартирников все еще существует. Современные квартирники постепенно перекочевывают из квартир в бары, лофты и другие пространства. Можно выделить три основных направления «квартирников» сейчас. Первое – концерты, стилизованные под квартирники. Эти выступления по задумке авторов обращаются к такой форме для создания определенной атмосферы. Второе – настоящие квартирники, которые проходят преимущественно для малопопулярных музыкантов. Их проведение обусловлено очевидными причинами: небольшой аудиторией и отсутствием места для выступления. Для многих артистов такое выступление может стать началом карьеры. Третье – квартирник в форме развлекательной программы. Такие телепередачи стараются сохранить атмосферу домашнего выступления в современном медиапространстве. Все происходит по канону, но вместе с этим записывается и транслируется на широкую аудиторию.

Борис Гребенщиков со свойственной ему иронией говорит:

«Я не говорю даже про микрофоны, музыкальные инструменты, гитары и все остальное. Но вы явно шли сюда не маленькими группами, скрываясь от взглядов служителей порядка, и мы все сидим здесь, не ожидая, что сейчас ворвется наряд милиции, и мы все пойдем спокойно в ближайшее отделение».

статью написала Александра Гавричерко