Один из наиболее активных критиков теории полого мира, прочтя очередной перевод поставил перед нашим «центром паранормальных исследований» вопрос о феномене постоянства яркости звёзд при меняющейся угловой высоте, поскольку известно что звёзды восходят на горизонте, постепенно набирают высоту, пока не оказываются в зените, а далее скатываются за горизонт.
Однако, согласно изложению теории полого мира в книгах, которые мы пытаемся переводить, такое было бы невозможным. Ведь толкуя приводимые там рисунки буквально, в которых длина луча от звезды увеличивается раза в полтора, разница яркости звезды в горизонте и зените должна бы составлять 2,25 крат.
Но разве магнитуда звёздного блеска меняется в зависимости от угловой высоты? Такого люди не видали.. Таким образом, теория полого мира опровергнута, все расходимся по домам.
Признаться, мы со своим образованием, едва осиливающим три класса церковно-приходской школы что-то определенное ответить критику не могли. И не стали, пообещав читателю провести чуть более глубокие исследования. И провели их, не погружаясь однако, по лености своей, в самую толщу физики и математики, ограничившись качественными сравнениями доступными гуманитарному мышлению неспециалистов, но вместе с тем, вполне корректными и поэтому универсальными.
Безусловно, прямое наблюдение за звездами в течении ночи могло бы компенсировать недостаток теоретических познаний. Но как назло, погода нынче прохладная, а атмосфера была при том плотно зашита облаками. Поймав все же одну ясную ночку, наша группа исследователей паранормальных явлений выдвинулась за город. Срочно выписанный «с озона» накануне телескоп за 2 рубля, оказался прибором годным лишь ограниченно. Мы успели заметить лишь то, что замечали и до тех пор: небесные тела на горизонте кажутся много больше, созвездия «шире».
Поэтому нам придется, до поры до времени, обращаться к сухим теоретическим размышлениям. Во-первых, яркость звёзд таки меняется с углом их пребывания на небосклоне.
Но стандартное мировоззрение связывает это с традиционной «борьбой с воздухом», как и в случае с тем же Солнцем. Мы тоже не против атмосферного фактора. Однако считаем его не первостепенным, а второстепенным. На этом можно было бы заявить, что вопрос закрыт и далее пребывать в рутинной переводческой деятельности . Так мы и поступим.
Но напоследок заметим ещё пару полезных вещей. Яркость от источника уменьшается с расстоянием не линейно, а постепенно. Скажем, отойдя на метр от свечи мы получаем снижение «блеска» на 75%. Но сравнив яркость на 9-ом и 10-ом метрах мы едва ли наскребём хотя бы жалкий процент. С другой стороны разница между 4-ым и 8-ым метром составит "уже" 4%.
Нет необходимости «урабатывать» сознание любопытного читателя псевдо-математическими выкладками. Давайте представим, глядя на диаграмму выше, что яркость звезды в зените соответствует пятому метру от светильника. По ходу развития ночи и движения к утру, звезда закатывается все ниже и ниже под горизонт — это будет соответствовать восьмому метру позаимствованной нами с сайта takefoto.ru иллюстрации. Светимость звезды (строго говоря, яркость и светимость немного разные параметры), снизится в целых два раза! (-2,25 крат при увеличении хода луча в +1,5 раза). Это довольно печально, однако так бывает. Звезда светила бледно голубым, а стала бледно -2% голубым.
Но есть и хорошие новости. Пожалуй, почти все читатели замечали, что небесные тела, например, Луна, на восходе выглядят гораздо большими и внушительными, чем когда они прямо над головой. До утра мало кто дотягивает, но докладываем, что закате действуют те же соотношения.
Фактор «преломления» тут не при чем. Ведь тогда бы менялись и углы наблюдения. Это составляет старую научную проблему, на которую у многочисленных «рыцарей школьной мудрости» всегда найдутся конструируемые ими на лету «газово-преломляющие» джины, спасающие мир (надо заметить, их личный). Так или иначе, но при уменьшении яркости звёзд по мере их захода, они одновременно с тем увеличиваются в видимых размерах. Это работает не только для Луны. Любой достаточно романтизированный гражданин с ещё более впечатлительной гражданкой, с которой он оставался наедине в летнюю ночь, в перерывах между совместной «научной» деятельностью, мог наблюдать как «большой ковш» занимающий «пол-экрана» в самом начале тёмного времени суток постепенно по мере набора высоты становился меньше.
А это значит, что звёздочка на восходе, хотя и светит тусклее на 2% меньше, чем в она же, в положении зенита (и это при изменении хода луча в полом мире в 1,5 раза), её едва заметная тускловатость компенсируется едва заметным увеличением (до 2х раз), что, для не слишком пристально наблюдающего прохожего, равно как и весьма долго и обстоятельно наблюдающего любителя будет в целом, качественно, визуально одинаково.