Найти в Дзене
Наука и фантастика

Музыка для дальних миров: диск "Вояджера"

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес и Литмаркет. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности. В двух более ранних статьях говорилось о "космических" темах в творчестве Бетховена и о роли музыки Бетховена в моей космоопере. А сегодня - о реальном, не фантастическом, факте путешествия музыки Бетховена в дальний космос. Речь идет о золотом диске, вернее, о позолоченной информационной пластинке с записью звуковых и видеофайлов, отправленной за пределы Солнечной системы: Пластинки прикреплены к космическим аппаратам «Вояджер-1» и «Вояджер-2», которые в 1977 году были запущены с Земли. По состоянию на август 2022 года «Вояджер-1» удалился на расстояние 23,54 миллиарда километров (157,4 а. е. или 23,5 × 109 км) от Солнца. «Вояджер-2» удалился на расстояние 19,6 миллиарда километров (131,1 а. е. или 19,6 × 109 км) от Солнца. Аппараты с пластинками на борту продолжают удаляться от Солнца ежегод
Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес и Литмаркет. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.
Золотой диск Вояджера на фоне туманности Небула. Изображения из открытых источников. Коллаж мой.
Золотой диск Вояджера на фоне туманности Небула. Изображения из открытых источников. Коллаж мой.

В двух более ранних статьях говорилось о "космических" темах в творчестве Бетховена и о роли музыки Бетховена в моей космоопере.

А сегодня - о реальном, не фантастическом, факте путешествия музыки Бетховена в дальний космос.

Речь идет о золотом диске, вернее, о позолоченной информационной пластинке с записью звуковых и видеофайлов, отправленной за пределы Солнечной системы:

Пластинки прикреплены к космическим аппаратам «Вояджер-1» и «Вояджер-2», которые в 1977 году были запущены с Земли. По состоянию на август 2022 года «Вояджер-1» удалился на расстояние 23,54 миллиарда километров (157,4 а. е. или 23,5 × 109 км) от Солнца. «Вояджер-2» удалился на расстояние 19,6 миллиарда километров (131,1 а. е. или 19,6 × 109 км) от Солнца. Аппараты с пластинками на борту продолжают удаляться от Солнца ежегодно на 3,6 и 3,3 а. е. соответственно (Википедия).

Правда, у меня сразу возник "детский" вопрос. Допустим, Вояджеры долетят до разумных инопланетян. Допустим, те додумаются, что на пластинке содержится важная информация. Но как они ее декодируют? Письменный текст при желании можно расшифровать (особенно, если перед нами билингва). А цифровую информацию? Попади нам сейчас в руки древняя дискета - мы сможем ее прочитать, если на наших компьютерах нет отверстия для флоппи-диска, а информация записана в давно не используемой программе? Ну, найдем мы комп, в который можно вставить дискету - а на ней окажется абракадабра?..

Хорошо. Вояджеры нашли собратьев по разуму, те догадались о назначении диска и сумели его прочитать и озвучить.

Какие сведения они узнают из услышанного?

Среди звуковых записей 22% занимает не музыка: голоса людей (приветствия на 55 языках), звуки Земли, и т.д. - включая песни китов (я тут о них тоже писала).

А 78 % - музыкальные композиции.

Звуки Земли. Золотая пластинка Вояджера. Источник: Википедия.
Звуки Земли. Золотая пластинка Вояджера. Источник: Википедия.

Полный перечень композиций и образцов можно посмотреть тут.

Музыка профессиональной европейской традиции занимает меньше половины, остальное - фольклор разных народов и классические музыкальные традиции Востока (Индии, Китая, Японии).

Репертуар выбирали американские специалисты. Хм... Ну, как известно, кто девушку кормит, тот ее и танцует (иными словами, кто Вояджер запустил, тот и составляет треки золотого диска).

Вояджер. Фото из открытых источников.
Вояджер. Фото из открытых источников.

В целом выбор можно одобрить, хотя некоторые странности и перекосы налицо. Например, русская музыка представлена лишь "Танцем избранницы" из балета Игоря Стравинского "Весна священная" (1913). Ну да, вещь знаменитая, однако не уверена, что знакомство инопланетян с русской музыкой нужно начинать именно с этого фрагмента. Я бы выбрала то, что на Земле знает едва ли не каждый человек, даже далекий от классики: например, начало Первого фортепианного концерта Чайковского.

Но вернемся к классикам.

И.С. Бах - первая часть Второго Бранденбургского концерта. Прелюдия и фуга До мажор из первого тома "Хорошо темперированного клавира". И Гавот из Партиты Ми мажор для скрипки соло.

Возражений нет, чудесная музыка. Однако почему бы вместо третьего Баха не включить, допустим, Мелодию из оперы "Орфей" Глюка?.. Или что-то еще? Хор "Аллилуйя" из "Мессии" Генделя? Зачем сразу три номера из Баха?.. И, на мой музыковедческий взгляд, они не самые репрезентативные (кроме прелюдии и фуги из ХТК). Там были проблемы с копирайтом, что ли?..

Далее.

Моцарт - вторая ария Царицы ночи из оперы "Волшебная флейта". Тут я сильно недоумеваю: почему - это?.. Представьте себе, что вы инопланетянин. И слышите вот такое. "В моем сердце клокочет ярость". И дальше героиня поет о том, что она мечтает убить некоего Зарастро. И угрожает дочери, что, если та не совершит приказанное, то между ними все кончено.

Царица ночи. Постановка театра в Вюрцбурге. Фрагмент фото с сайта театра: https://www.mainfrankentheater.de/spielplan/a-z/die-zauberfloete/
Царица ночи. Постановка театра в Вюрцбурге. Фрагмент фото с сайта театра: https://www.mainfrankentheater.de/spielplan/a-z/die-zauberfloete/

Ваша реакция?.. Если вы не знаете сюжета оперы и не понимаете языка, что вы об этом подумаете? А если поймете язык (космолингвисты, ау!), то какое у вас сложится мнение о героине? Почему земляне решили запустить в космос эту безусловно красивую и эффектную, но очень агрессивную по смыслу арию?..

И, наконец, Бетховен.

Пятая симфония, первая часть - ну, тут никаких сомнений и возражений. Эту музыку знает на Земле едва ли не каждый. "Та-та-та-тааам!" - "так судьба стучится в дверь", и всё такое прочее. Вдобавок музыкальная форма выстроена здесь с таким совершенством, что придраться не к чему.

И - вишенка на торте - Каватина из струнного Квартета ор. 130 (№ 13).

Наверное, это одна из самых прекрасных и возвышенных музык, созданных когда-либо на свете. Сам Бетховен, если верить воспоминаниям скрипача Карла Хольца, одного из первых исполнителей этого квартета, плакал всякий раз, когда вспоминал Каватину. Нет, музыка не скорбная и не мрачная, но настолько исповедальная, что ее мажорность окрашивается страдальческими и элегическими оттенками - как воспоминание о чем-то прекрасном и безвозвратно утраченном.

Каватина отправилась в космос именно в этом исполнении (Будапештский квартет).

И опять вопрос...

Я бесконечно люблю поздние квартеты Бетховена, включая Каватину.

Но еще раз вообразим себе, что мы инопланетяне. Причем не из тех цивилизаций, которые описаны в моей космоопере - те уже знают про Землю, и Земля уже в Межгалактическом альянсе, и космолингва включила в себя множеств латинизмов, и в межгалактических университетах изучают историю цивилизаций (в том числе земных) и наши земные языки.

Попробуйте послушать эту музыку на совсем голубом глазу.

Впрочем, думаю, среди моих читателей такие "инопланетяне" тоже есть - язык классической музыки, родной для меня, им так же непонятен, как какой-нибудь табасаранский, алечуанский или раравийский.

Поймут ли они тут что-нибудь? Оценят ли ее как великое произведение искусства?..

Мои уйлоанцы такое понимали. Однако у принца Ульвена был друг - барон Максимилиан Александр, с которым можно было поговорить на языке Гёте и приобщиться к музыке древнего XIX века.

Космоопера "Хранительница" выложена на Литрес и Литмаркет.

На Литмаркет условия для авторов более выгодные.

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.